Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Моисеенко А. В. Характеристика жанра электронных новостных заметок // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 1 (33). С. 66-73. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-66-73

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 222)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’38’42:811.111

Характеристика жанра электронных новостных заметок

Авторы: 
Моисеенко Анна Валерьевна, Череповецкий государственный университет
Аннотация: 

Статья посвящена жанру новостных заметок, объединенных тематикой коронавирусной инфекции в англоязычной электронной газете The Daily Mail. Цель работы состоит в систематизации основных характеристик различных типов информационной заметки в рамках выбранной темы. Ключевыми жанрообразующими чертами электронных новостных заметок являются эксплицитный характер авторства, широкий круг читателей, синхронные и асинхронные комментарии. Выявлены новостные заметки с тремя типами структур – перевернутой пирамиды, песочных часов и мультимедийной истории. Определено, что в таких типах заметок комбинируются различные типы информации (фактологическая, вероятностная, нормативная, программная и оценочная); значимое событие описывается с помощью чередования вербального текста и визуального материала, который представлен иллюстрациями, видеофрагментами и инфографикой. Интерактивность присутствует на двух уровнях – с одной стороны, во взаимодействии между читателем и текстом новостного сообщения, с другой стороны, между несколькими новостными сообщениями, разделенными по времени, но написанными в рамках одной темы. Ключевая тематическая лексика фиксирует тему сообщения, а синонимические пары с включением литературных и разговорных единиц разнообразят повествование и сокращают дистанцию между электронным изданием и его аудиторией.

Список источников: 
  1. Bastos M. Digital journalism and tabloid journalism // The Routledge Companion to Digital Journalism Studies. URL: https://www.routledgehandbooks.com/doi/10.4324/9781315713793-22 (дата обращения: 03.01.2021).
  2. Boukes M., Jones N. P., Vliegenthart R. Newsworthiness and story prominence : how the presence of news factors relates to upfront position and length of news stories // Journalism. 2020. № 1–19. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1464884919899313 (дата обращения: 10.01.2021). https://doi.org/10.1177/1464884919899313
  3. Busa M. G.Introducing the language of the news. N. Y. : Routledge, 2014. 164 p.
  4. Johansson S. Reading tabloids. Tabloid newspapers and their readers. Stockholm : Södertörn University, 2007. 220 p.
  5. Kress G., Leeuwen T. Van Reading images : the grammar of visual design. L. : Routledge, 2006. 312 p.
  6. Krieken K. M. van. Multimedia storytelling in journalism : exploring narrative techniques in Snow Fall // Information. 2018. № 9. URL: https://www.mdpi.com/20782489/9/5/123 (дата обращения: 03.01.2021). https://doi.org/10.3390/info9050123
  7. The Daily Mail. URL: https://www.dailymail.co.uk/ home/index.html (дата обращения: 02.01.2021).
  8. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. М. : Русские словари, 1996. Т. 5. С. 159–206.
  9. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  10. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика : новая парадигма в изучении языка СМИ // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М. Н. Володиной. М. : Академический Проект, 2011. С. 63–72.
  11. Кедрова Г. Е., Волкова М. В. Принципы эффективного интернет-дизайна для представления гипертекстовой и гипермедийной информации // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М. Н. Володиной. М. : Академический Проект, 2011. С. 180–190.
  12. Кормилицына М. А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1 (17). С. 67–72. https://doi.org/10.18500/2311-07402018-1-17-67-72
  13. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М. : ЛКИ, 2010. 256 с.
  14. Симакова С. И., Енбаева А. П., Исакова Т. Б. Мультимедийный сторителлинг – теоретическое осмысление // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. № 1. С. 222–230.
  15. Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак : проблемное поле медиаобразования, 2019. № 1 (31). С. 110–117.
  16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М. : Аспект Пресс, 2017. 320 с.
  17. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Берлин, 1990. № 2. С. 20–32.
Поступила в редакцию: 
21.01.2021
Принята к публикации: 
23.03.2021
Опубликована: 
01.03.2022