Для цитирования:
Е Ф. Эстетические свойства жанра классической китайской поэзии цы и духовно-нравственная основа их становления с точки зрения «красоты слабости как добродетели» // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 4 (44). С. 347-356. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-347-356, EDN: VJKEUO
Эстетические свойства жанра классической китайской поэзии цы и духовно-нравственная основа их становления с точки зрения «красоты слабости как добродетели»
В статье анализируются эстетические свойства жанра классической китайской поэзии цы и духовно-нравственная основа их становления с точки зрения понятия «красоты слабости как добродетели», введенного хорошо известной в Китае исследовательницей классической китайской поэзии Е Цзяин. Актуальность темы обусловлена тем, что, хотя много классических китайских стихов жанра цы было переведено на русский язык, существует мало исследований эстетических свойств собственно жанра, особенно с точки зрения современной китайской поэтической теории. В статье используются методы описания, интерпретации, историко-культурного и контекстуального анализа. Поставлена задача разъяснения эстетических свойств китайской поэзии цы и причины становления этих свойств с точки зрения «красоты слабости как добродетели». Постулируется, что основное отличие поэзии цы от поэзии других жанров, таких как ши, заключается в обязательном наличии в стихах этого жанра глубоко скрытой недосказанности. Формально это создается с помощью чередования длинных и коротких строк; на смысловом уровне недосказанность в стихах цы появляется в результате вынужденной трансформации невыразимых чувств и эмоций поэта, который находился в слабом положении, но при этом проявил качества выносливости, сдержанности и приверженности чему-то доброму. Влияние идей конфуцианства на становление эстетических свойств поэзии цы позволяет говорить не только о ее художественно-эстетической, но и духовно-нравственной значимости. Все вместе позволяет дать достойную оценку жанру цы, который долгое время воспринимался как жанр менее ценный, чем жанр ши.
- Е Цзяин. Красота слабости как добродетели: эстетические свойства классической китайской поэзии в жанре цы. Пекин : Коммерческая пресса, 2019. 257 c. (На кит. яз.)
- Е Цзяин. Новые рассуждения о цы. Пекин : Издательство Пекинского университета, 2014. 228 c. (На кит. яз.)
- Ли Цинчжао, Сюй Пэйцзюнь. Собрание сочинений Ли Цинчжао и примечания к нему. Шанхайское издательство древней литературы, 2002. 539 c. (На кит. яз.)
- Линь Юйтан. Су Дунпо. Чжанша: Хунаньское издательство литературы и искусства, 2012. 368 c. (На кит. яз.)
- Лю Мо, Чэнь Сысы, Хуан Гуйюэ. Собрание стихотворений жанра цы династии Сун. Пекин : Китайское издательство мигрантов, 2012. 693 c. (На кит. яз.)
- Лю Юйпань. История цы. Пекин : Коммерческая пресса, 2015. 232 с. (На кит. яз.)
- Мяо Юэ. Рассуждения Мяо Юэ о цы. Шанхай : Издательство древней литературы, 1999. 261 c. (На кит. яз.)
- Сорокин Ю. А. Перевод старокитайской лирики: реальность или фантом? // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 195–205.
- Тан Гуйчжан. Словарь комментариев к стихотворениям жанра цы династий Тан, Пяти царств и Северная Сун. Шанхай : Шанхайское издательство словарей, 1988. 1220 c. (На кит. яз.)
- Ху Юньи. Краткая история китайской поэзии в жанре цы. Пекин : Китайское книжное издательство, 2019. 182 c. (На кит. яз.)
- Чжан Чжан. Антология рассуждений прошлых династий о цы. Чжэнчжоу: Издательство Дасян, 2005. 1466 c. (На кит. яз.)
- Чжао Ихэн. Дух поэзии, путешествующий далеко. Чэнду : Народное издательство Сычуань, 1985. 325 c. (На кит. яз.)
- Чжун Жун, Чэнь Яньцзе. Ши Пин (Ранговая поэзия) и примечания к нему. Пекин : Издательство народной литературы, 1980. 158 c. (На кит. яз.)
- Чэн Цяньфань, Шэн Цзуфэнь. Современная антология классической поэзии. Сиань : Генеральное издательство Шэньсийского педагогического университета, 2019. 918 c. (На кит. яз.)
- Чэнь Бэньи. Ритм китайской поэзии. Чунцин : Издательство Чунцинского университета, 2013. 434 c. (На кит. яз.)