Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Орлова Е. В. ДИАЛОГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЖАНР РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 226-234. DOI: 10.18500/2311-0740-2017-2-16-226-234

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 652)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’38
EDN: 
YRRLFI

ДИАЛОГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЖАНР РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Авторы: 
Орлова Елена Владимировна, Ивановская государственная медицинская академия
Аннотация: 

Статья посвящена профессионально ориентированному обучению русскому языку. Особое внима- ние уделяется диалогу как основному жанру речи для студентов медицинского вуза. С помощью диалога врач проводит сбор анамнеза, или опрос пациента для постановки диагноза. Сбор анамнеза представляет собой профессиональный диалог- расспрос. Он совмещает в себе особенности трёх стилей речи: устной разговорной речи, устной деловой и устной научной речи. В этом состоит его специфика и сложность при обучении. Особенности разговорной речи во многом диктуются условиями, в которых диалог протекает: неподготовленностью, ситуативностью, спонтанностью, отсутствием предварительного обдумывания, возможностью сопровождения интонацией, мимикой, жестами, конкретной адресованностью. Все это делает диалог врача с пациентом эмоциональным и экспрессивным. Официально-деловой стиль речи подразумевает соответствие нормам официального этикета. до- стоверность и объективность. точность, исключающую двоякое понимание текста. максимальную краткость, лаконизм формулировок. безупречность в юридическом отношении. стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения. нейтральный тон изложения. зачастую долженствующе-предписывающий характер изложения. он отличается безэмоциональностью. Официально-деловой стиль речи диалога врача с пациентом диктует соблюдение определенных этикетных норм. Вежливость как центральная категория этикета предполагает сформированность определенных коммуникативных интенций таких, как: обращение, приветствие, благодарность, просьба, сочувствие, соболезнование и т. п. – и формул их выражения. Научный стиль речи, характеризующийся абстрактностью, обобщенностью, точностью и логичностью изложения, отличается наличием специальной лексики, терминологии, однозначностью слова, ограниченным использованием эмоционально-оценочной лексики. Как показывает практика, труднее всего у студентов формируется умение осуществлять межстилевые языковые трансформации. Недопустимым, на наш взгляд, является использование просторечий и профессионального жаргона в речи врача, ведущего беседу с пациентом. Речь врача, несмотря на разговорный характер беседы с пациентом, должна соответствовать литературной норме. Формированию умения осуществлять межстилевые языковые трансформации посвящены упражнения, которые описываются в статье.

Список источников: 
  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч : в 7 т. М. : Русские словари, 1996. Т. 5 : Работы 1940–1960 гг. С. 159–206.
  2. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи : сб. науч. тр. / под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99–112.
  3. Голованова Е. Н. Профессиональные стереотипы и концепции в обиходном языке медицинских работников // Язык медицины : междунар. межвуз. сб. науч. тр. в честь юбилея В. Ф. Новодрановой. Самара KRYPTENВолга, 2015. Вып. 5. С. 359–363.
  4. Голованова Е. Н. Устный профессиональный диалог как комплексный речевой жанр // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 49–55.
  5. Гольдин В. Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии : дис. в виде науч. докл. … д- ра филол. наук. Саратов, 1997. 40 с.
  6. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культура речи : учебник для студентов-нефилологов. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 212 с.
  7. Гончаренко Н. В. РКИ для студентов-медиков : активные и интерактивные формы обучения // Русский язык за рубежом. 2014. № 5. С. 4–28.
  8. Дементьев В. В. Актуальные проблемы непрямой коммуникации и ее жанров : взгляд из 2013 // Жанры речи. 2014. № 1–2 (9–10). С. 22–49.
  9. Дементьев В. В. Интертекстуальный аспект речевых жанров // Жанры речи. 2015. № 2(12). С. 9–26.
  10. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  11. Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Речевой этикет в СМИ как фактор влияния на речевую культуру российского общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 5–9.
  12. Красных В. В. Жанры речи сквозь призму многомерности бытия человека говорящего // Жанры речи. 2015. 1(11). С. 9–14.
  13. Кочеткова Т. В Языковая личность носителя элитарной речевой культуры : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 1999. 53 с.
  14. Куриленко В. Б., Макарова М. А., Смолды- рева Т. А. Обучение иностранных студентов-медиков общению на профессиональные темы // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10584.
  15. Орлова Е. В. Актуальные речевые жанры в рамках профессионально ориентированного обучения русскому языку студентов-медиков // Русский язык за рубежом. 2014. № 5(246). С. 104–114.
  16. Орлова Е. В. Диагностика сформированности лингвистической и коммуникативной компетенций студентов медицинского вуза // Муниципальное об- разование : инновации и эксперимент : Журнал для администрации управлений образования и руководи- телей образовательных учреждений. 2017. № 2 (53). С. 11–17.
  17. Орлова Е. В. Инновационные подходы при обучении русскому языку в современном вузе // Вестн. РУДН. Сер. Вопросы образования : языки и специаль- ность. 2017. Т. 14, № 2. С. 299–309. DOI 10.22363/ 2312-8011-2017-14-2-299-309.
  18. Орлова Е. В. Интерактивные упражнения при обучении русскому языку в вузе // Муниципальное образование : инновации и эксперимент : Журнал для администрации управлений образования и руководителей образовательных учреждений. 2017. № 4 (55). С. 74–80.
  19. Орлова Е. В. Коммуникативно-компетентностный подход к профессионально ориентированному обучению русскому языку и культуре речи в вузе // Образование и наука : Изв. Урал. отд-ния РАО. 2012. № 5 (94). С. 129–141.
  20. Орлова Е. В. Профессионально ориентированное обучение русскому языку и культуре речи в медицин- ском вузе // Вестн. РУДН. 2012. № 3. С. 173–181.
  21. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2016. 464 с.
  22. Орлова Е. В. Сбор анамнеза и оформление истории болезни : учеб. пособие для иностранных студентов мед. вузов. СПб. : Златоуст, 2012. 64 с. 24. Орлова Е. В. Культура профессионального общения врача : коммуникативно-компетентностный подход. М. : Форум, 2012. 288 с.
  23. Орлова Е. В. Формирование лингвистической компетенции студентов медицинского вуза на занятиях по русскому языку и культуре речи // Вестн. РУДН. 2013. № 3. С. 83–89.
  24. Пономаренко Е. А. Жанровая организация речевого общения врача и пациента : на материале художественных произведений писателей-врачей : авто- реф. … д-ра филол. наук. Симферополь, 2014. 40 с.
  25. Пономаренко Е. А., Герасименко Ю. А. Симптом и / или жалоба : семиотический аспект // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 113–119.
  26. Прокофьева Л. П., Беляева А. Ю. Профес- сиональная коммуникация на занятиях по РКИ в медицинском вузе : учебники, методические инновации // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011, вып. 60, № 32 (248). Филология. Искусствоведение. С. 256–258.
  27. Седов К. Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. Саратов : Изд-во Сарат. ун- та, 1998. Вып. 27. С. 9–20.
  28. Седов К. Ф. Дискурс и личность : эволюция ком- муникативной компетенции. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
  29. Сиротинина О. Б. Лингво-философские размыш- ления как результат многолетнего мониторинга речи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журнали- стика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 5–11.
  30. Сиротинина О. Б. Хорошая речь : сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века : IV Шмелевские чтения 23–25 февр. 2000 г. М., 2000. С. 16–28.
  31. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.
  32. Харченко В. К. Больничный дискурс : нарративы, реплики, диалоги // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 100– 112.
  33. Чистякова Г. В., Бондарева Е. П. Связь пола носителя языка с тактико-стратегическим планированием речи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 17–23.
  34. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : cб. науч. тр. / под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 88–98.
Поступила в редакцию: 
02.10.2017
Принята к публикации: 
02.10.2017
Опубликована: 
25.12.2017