Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Серио П. Барт и Лотман: Идеология vs культура // Жанры речи. 2022. № 3 (35). С. 176-185. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-176-185

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 45)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’22’27
EDN: 
EOTZAI

Барт и Лотман: Идеология vs культура

Авторы: 
Серио Патрик, Лозаннский университет
Аннотация: 

Несмотря на то что оба сделали себе имя в семиотике, между Роланом Бартом и Юрием Лотманом больше различий, чем сходства – не только потому, что у них было разное политическое и историко-культурное окружение, но также и потому, что объект их изучения не был одним и тем же: у Барта – «идеология», у Лотмана – «культура». Таким образом, у них нет общей интеллектуальной основы, но их сопоставление может привести нас к более важному вопросу: что такое семиотика, и какое отношение к ней имеет структурализм? Контраст между двумя исследователями поразителен: Барт с левыми убеждениями в капиталистической стране печатался в марксистских изданиях, причем ничем не рисковал; а у Лотмана, специалиста по Пушкину, сотрудники КГБ обыскивали квартиру. Во имя семиотики Барт боролся с отчуждением общественного сознания, с угнетением свободной мысли буржуазной идеологией, а Лотман старался всеми силами придерживаться высокой элитарной культуры. Оба постоянно подвергались критике со стороны консервативных сил, оба продвигали семиотику как науку современной эпохи. Но одно и то же слово, «общество», имело у них несовместимые значения: для Барта оно представляло собой расщепленное объединение противоборствующих классов, для Лотмана оно имело романтический привкус культурной целостности, основанной на общем литературном языке и литературе. Хотя ни у одного из них мы не найдем определение структурализма, данное сопоставление позволяет выявить неожиданные аспекты истории этого важного направления в гуманитарных и общественных науках как во Франции, так и в Советском Союзе.

Список источников: 
  1. Arnauld A., Nicole P. La Logique ou l’art de penser. Paris : Charles Savreux, 1662.
  2. Barthes R. Leçon. Paris : Seuil, 1977.
  3. Barthes R. Le Grain de la voix : Entretiens 1962– 1980. Paris : Seuil, 1981. 352 р.
  4. Barthes R. Mythologies. Paris : Seuil, 1957. 239 p.
  5. Bourdieu P. Ce que parler veut dire. Paris : Fayard, 1982. 248 р.
  6. Eagleton T. Ideology : An Introduction. London : Verso, 1991. 258 p.
  7. Kristeva J. On Yury Lotman // PMLA. 1994. Vol. 109, № 3. P. 375–376.
  8. Kristeva Julia. La sémiologie comme science des idéologies // Semiotica 1969. № 1. P. 196–204.
  9. Laferriere D. Of semioticians and slavists // Semiotic Scene. 1977. № 4. P. 28–32.
  10. Laferriere D. Semiotica sub specie sovietica : AntiFreudianism, pro-Marrism, and other disturbing matters // PTL : A Journal for Descriptive Poetics and Theory of Literature. 1978. № 3. P. 437–454.
  11. Landolt E. Histoire d’un dialogue impossible : J. Kristeva, J. Lotman et la sémiotique // Langage et société. 2012. № 142. P. 121–140.
  12. Meschonnic H. Préface // Lotman Iouri. La structure du texte artistique. Paris : Gallimard, 1973. P. 11–13.
  13. Saussure Ferdinand de. Cours de linguistique générale. Paris : Payot, 1967 [1916]. 331 р.
  14. Waldstein M. The Soviet Empire of Signs : A History of the Tartu School of Semiotics. Saarbrücken : VDM, 2008. 219 р.
  15. Автономова Н. С. Открытая структура. Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М. : ROSSPEN, 2009. 502 с.
  16. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. Рус. пер. В. П. Гайдамака с послесловием А. Л. Субботина по изданию 1752 г. М. : Наука, 1991. 413 с.
  17. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика. М. : Прогресс ; Универс, 1994. С. 72–130.
  18. Гаспаров М. Л. Лотман и марксизм // Новое литературное обозрение. 1996. № 19. С. 7–13.
  19. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф – имя – культура // Труды по знаковым системам. 1973. № 6. С. 282–303.
  20. Лотман Ю. М. Литературоведение должно быть наукой // Вопросы литературы. 1967. № 1. С. 90–100.
  21. Лотман Ю. М. О. М. Фрейденберг как исследователь культуры // Труды по знаковым системам. 1973. № 6. С. 482–489.
  22. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. 1973. № 6. С. 227–243.
  23. Лотман Ю. М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры // Вопросы языкознания. 1963. № 3. С. 44–52.
  24. Лотман Ю. М. Письма. М. : Языки русской культуры, 1997. 787 с.
  25. Лотман Ю. М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н. M. Стихотворения. Л. : Советский писатель, 1966. С. 5–51. (Библиотека поэта. 2-е изд.).
  26. Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999. 425 с.
  27. Франк-Каменецкий И. Г. Первобытное мышление в свете яфетической теории и философии // Язык и литература. Т. III. Л. : Академия наук СССР, 1929. С. 70–155.
Поступила в редакцию: 
12.10.2021
Принята к публикации: 
08.12.2021
Опубликована: 
31.08.2022