Для цитирования:
Палашевская И. В., Гогенко В. В. Ценности власти в англосаксонском героическом эпосе раннего Средневековья // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 3 (39). С. 267-274. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-3-39-267-274, EDN: EJTXTR
Ценности власти в англосаксонском героическом эпосе раннего Средневековья
Статья выполнена в русле исторической лингвокультурологии и посвящена ценностям власти, формирующим ее образ в героическом эпосе англосаксонского общества раннего Средневековья. Материалом исследования послужила поэма «Беовульф». Рассматриваются стилистические особенности эпического жанра как формы кодификации, категоризации мира и идеологического воздействия в эпоху «доблести и хищничества» (Т. Веблен). Авторы акцентируют роль аллитерационного рисунка говорного стиха, «слов-картинок» (кеннингов и компаундов) и элементов звукового символизма, используемых в создании эпического сказания как вербального инструмента боевого настроя воинов в культуре публичного восхваления бесстрашия и готовности к войне. Под ценностями власти понимаются значимые модели поведения и качества (добродетели), высоко ценимые в социальной практике этнической общностью и являющиеся знаками принадлежности к правящей элите. Такие образцы в форме ожиданий мотивируют героев поэмы совершать должные поступки, предписанные их позициями в социальной системе. Добродетели власти оказывали непосредственное влияние на то, как это общество функционировало. Их проявление открывало доступ к верховному положению в правящем слое. С точки зрения авторов, ключевая тема поэмы – статусное восхождение героя и преодоление препятствий на этом пути. Рассматриваются языковые средства и способы интродукции ценностей потестарной культуры. Анализируются значения слов, обозначающих должные качества субъекта власти, оценочные суждения афористического характера. Выделяются типы таких суждений (констатации, открытые призывы, оценочно-мотивировочные прескрипции – сравнительные и превосходные конструкции, императивы с модусом запрета и вменения в долг).
- Veblen T. The Theory of the Leisure Class: an Economic Study in the Evolution of Institutions. New York : Macmillan, 1899. VIII. 400 p.
- Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. T. II. Общности. 429 с.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л. : Гослитиздат, 1940. 648 с.
- Гвоздецкая Н. Ю. Пролегомены к текстоцентрическому описанию семантики древнеанглийского поэтического слова // Philologica Scandinavica: сб. статей к 100-летию со дня рождения М. И. Стеблин-Каменского. СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2003. С. 28–42.
- Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. 889 с.
- Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М. : Академический Проект, 2000. 384 с.
- Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М. : Рос. гос. гум. ун-т, 1994. 136 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4).
- Неклюдов С. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М. : Форум, 2015. 215 с.
- Олянич А. В. Презентационная теория дискурса. М. : Гнозис, 2007. 407 с.
- Петров Н. Фольклор не умрет никогда. URL: https://arzamas.academy/materials/602 (дата обращения: 21.06.2022).
- Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М. : Восточная литература РАН, 1998. 798 c.
- Шелина Е. А. О некоторых способах построения «иерархий равных» в период «Второго Средневековья» // Диалог со временем. 2018. Вып. 65. С. 271–286.
- Шютц (Шюц) А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.