Для цитирования:
Мякшева О. В., Суркова М. В. Образ России в учебниках русского языка // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 3 (39). С. 245-251. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-3-39-245-251, EDN: DMMRFD
Образ России в учебниках русского языка
Статья посвящена исследованию взаимосоотношения языка и жанра речи как разных типов организации коммуникации, однако имеющих общую коммуникативную природу. Гипотеза исследования: язык предлагает варианты словесного воплощения образа России, а жанр (учебник) отбирает из вариантов тот, который соответствует так понимаемому авторами учебника (адресантами) типа общения с обучающимися (адресатами). Материалом исследования послужила предметная лексика (систематизированная для более содержательного анализа в лексико-семантические группы), которая извлекалась из текстового дидактического материала анализируемых учебников русского языка. Количественно-качественный анализ существительных из текстов показал, что в учебнике русского языка для общеобразовательных школ России отобранные в его дидактический материал тексты отражают образ страны, созданный авторами произведений из «золотого» фонда отечественной литературы, в этих текстах «высвечиваются» константы русской культуры, которые выполняют роль нравственного камертона в духовном воспитании человека. Учебник русского как иностранного демонстрирует вульгарно-прагматический взгляд на образ России, формирует представление о ней как обществе потребления, более того, этот взгляд отражает интенции пренебрежительного отношения к стране, которую авторы репрезентируют в создаваемых текстах.
- Ардатова Е. В. Образ России в современных учебниках по русскому языку как иностранному // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rossii-v-sovremennyh-uchebnikah-... (датаобращения: 01.02.2022).
- Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегии формирования. М. : Известия, 2003. 446 с.
- Дементьев В. В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 39–61.
- Дементьев В. В. Снова о «жанрах речи и языке речи»: что дала жанроведению лингвистика? // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 1 (33). С. 6–20. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-6-20
- Дементьев В. В. Что дало жанроведение современной лингвистике? // Жанры речи, 2020. № 3 (27). С. 172–194. https://doi.org/10.18500/2311–0740–2020-3-27-172-194
- Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX–XX вв.). СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1999. 284 с.
- Зайцева О. А., Паустьян Е. В. Этнические стереотипы о русских в китайских учебных изданиях по русскому языку как иностранному // Коммуникативные исследования. 2019. № 3. С. 829–842.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: ИскусствоСПБ, 2000. 704 с.
- Милехина Т. А. Русский мир в учебниках русского языка для иностранцев: новые подходы и требования // Труды и материалы VI Междунар. Конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, 20–23 марта 2019 г.). М. : Изд-во МГУ, 2019. С. 437–438.
- Милославская С. К. Русский язык как иностранный в становлении европейского образа России. М. : ГосИРЯ им. А. С. Пушкина, 2008. 400 с.
- Мякшева О. В., Джураева З., Розымова М. Образ России в учебниках русского языка для иностранных учащихся // Русский язык и культура. Взаимосвязи и взаимодействие: материалы VI Международного педагогического форума (Сочи, 2–3 декабря 2019 года). СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 73–85.
- Мякшева О. В. Зависимость использования приемов воздействия от целей и ожидаемых результатов общения // Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приемы ее достижения: монография / под ред. О. Б. Сиротининой, М. А. Кормилицыной. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. С. 133–143.
- Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 1: Слова указующие (местоимения). Слова именующие: Имена существительные (Всё живое. Земля. Космос). М., 2002. 807 с.
- Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 3: Имена существительные с абстрактным значением. Бытие. Материя, пространство, время. Связи, отношения, зависимости. Духовный мир. Состояние природы, человека. Общество. М. : Азбуковник, 2003. 720 с.
- Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН Ин-т рус. яз.; под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 2: Имена существительные с конкретным значением. Всё создаваемое руками и умом человека (населённые места, обрабатываемые участки, дороги; вещественные продукты труда; организации и учреждения). Названия предметов по форме, состоянию, составу, местонахождению, употреблению. М., 2002. 762 с.
- Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. С. Г. Бархударов. 4-е изд. М. : Просвещение, 2022. 255 с.
- Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М. : Издательский Дом ЯСК, 2016. 440 с.
- Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. : Академический Проект, 2001. 990 с.
- Тарасова И. А. Жанр в когнитивной перспективе // Жанры речи. 2018. № 2 (18). С. 88–95. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-2-18-88-95
- Чернышов С. И., Чернышова А. В. Поехали!– 2 Русский язык для взрослых. Базовый курс: в 2 т. Т. I. СПб. : Златоуст, 2011. 168 с.
- Шмелева Т. В. Жанроведение? Генристика? Генология? // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 62–67.
- Шмелькова В. В. Образ России в современном мире и русский язык как иностранный // Вестник Пензенского государственного университета. 2018. № 4 (24). С. 3–5.