Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


речевая тактика

Специфика реализации тактики иронии в коммуникативном взаимодействии участников интеллектуальной игры

Жанровое пространство современного дискурса масс-медиа характеризуется возникновением новых жанровых форм, в связи с чем актуальными становятся исследования жанров медиадискурса со сложной структурой. В статье рассматривается гипержанр интеллект-шоу на основании анализа коммуникативного события «интеллектуальная игра». В зависимости от типа ролевых отношений, тематики и речевой специфики выделяем следующие типы интеллектуальных игр: «аутентичные» и «периферийные».

Речевой жанр: о единицах структурирования продукта речевой деятельности

В статье обсуждается проблема развития теории речевого жанра.  Обозначены три узко специфические направления, которые требуют либо расширения трактовки понятия речевого жанра, либо введения нового уточняющего термина по отношению к ограниченному материалу. Во-первых, за рамками речевого жанра остаются межжанровые образования делового дискурса. Во-вторых, понятие жанра не релевантно  для анализа продукта дискурсивной деятельности, поскольку связано с устным и письменным текстом.

Контактная экскурсия: речевой жанр vs коммуникативное событие

Статья посвящена проблеме поиска точек соприкосновения двух лингвистических теорий: теории речевых жанров и теории речевых актов. В качестве материала используется контактная экскурсия. С позиции жанроведения контактная экскурсия представляет собой речевой жанр, который может быть описан с помощью предложенной Т. В. Шмелевой «анкеты речевого жанра», включающей в себя коммуникативную цель жанра, концепцию автора, концепцию адресата, диктумное содержание, образ коммуникативного прошлого, образ коммуникативного будущего и языковое воплощение.