Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


экстралингвистические факторы

Прагмалингвистический анализ законодательного жанра (на материале текстов немецких законов)

Юридические жанры, как правило, делятся на три большие тематические группы: «Законодательство» (законы, указы, распоряжения, акты, приказы), «Прецедентное право» (судебные решения, апелляции, протоколы, распоряжения и запросы суда) и «Официальная документация» (деловая переписка, отчеты, контракты). Целью настоящего исследования является анализ немецких законодательных текстов с позиций прагмалингвистики и лингвостилистики. Авторы статьи описывают специфику законодательного жанра и выделяют присущие ему общие и частные языковые функции.

ВАРИАНТНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ УСТНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖАНРА

В статье на материале диктофонных записей аспирантов технических специальностей рассматриваются особенности устной научной речи, учитываются её значимые признаки (информативность, подготовленность, официальность, монологичность, адресованность) и прагматическая ситуация, экстралингвистические факторы. На основе проведённого эксперимента доказывается, что рассказ о научной работе можно считать особым жанром научной речи, близким к научно-популярной и учебной разновидности.

Жанр лекции и его современные разновидности

В данной статье нами были рассмотрены современные жанровые разновидности лекции (учебные, публичные, игровые околонаучные) на материале собственных расшифровок русскоязычных и англоязычных видеозаписей YouTube. Было выявлено, что основной особенностью функционирующего в Интернете лекционного дискурса является готовность оратора принять во внимание интересы своих реальных и многочисленных возможных слушателей, чтобы удержать их внимание на протяжении всего выступления.

Интернет-­лекция как особый жанр

В статье определяются принципы успешного взаимодействия лектора с интернет­-аудиторией, в том числе его умение прогнозировать особенности слушателей и выбрать подходящие средства речевого воздействия. В современном языкознании факторами, определяющими эффективность коммуникации, признаются тип адресата дискурса и условия общения с адресантом. При проведении университетской лекции педагог, руководствуясь своим обширным опытом, может сделать довольно точное предположение относительно уровня подготовки студентов на каждом году обучения.