Для цитирования:
Шмелёва Т. В. Вежливость врача в зеркале потребительских отзывов // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 3 (47). С. 273-279. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-3-47-273-279, EDN: ODYDHY
Вежливость врача в зеркале потребительских отзывов
В статье рассматривается вежливость медицинских работников – как она отражается в отзывах о потреблении медицинских услуг, опубликованных в Интернете. Методологически работа вписывается в традиции дискурс-исследований, семантических и стилистических штудий. Теоретически статья опирается на идеи медиалингвистики, дискурсологии, жанроведения, семантического синтаксиса и стилистики. Анализ небольшого корпуса текстов названного жанра, опубликованных на официальном сайте Министерства здравоохранения Новгородской области, позволил установить, что вежливость как параметр речевого поведения и одновременно характеристика отношения медика к пациенту входит в число регулярно оцениваемых параметров медицинской коммуникации пациентами и их близкими. При ее обсуждении в отзывах актуализируются такие ее параметры, как готовность к общению, жанровый репертуар, важность невербальных средств общения, в частности, улыбки, перлокутивные эффекты вежливых высказываний. Описан круг языковых средств, с помощью которых обозначается этот параметр речи медиков, – лексемы, аналитические выражения, идиомы. Сделаны выводы о дифференцированности вежливости по линии сфер коммуникации, дискурса, жанра и социального типажа коммуниканта; обозначены перспективы ее дальнейшего изучения в интересах дискурсивных исследований, медиалингвистики и лингводидактики.
- Борисова Е. Г. Прагматические категории дружелюбного общения (вежливость, приемлемость, уместность) // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23–24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. С. 33–37.
- Брагина Н. Г. Вежливость как невежливость: на стыке разных культурных норм и правил // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23–24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. С. 38–44.
- Буторина Е. П. Вежливость и антивежливость в деловом дискурсе // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23– 24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. С. 45–52.
- Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23–24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. 318 с.
- Иссерс О. С. Отзывы о медицинских услугах и их конфликтогенный потенциал в эпоху цифровизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2022. Т. 21, № 3. С. 66–76. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.3.6
- Иссерс О. С. Речевой жанр отзыва потребителя и его трансформация в цифровую эпоху (на материале отзывов о докторах) // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 4 (40). С. 375–385. https://doi.org/10.18500/2311-07402023-18-4-40-375-385, EDN: AAISBG
- Карасик В. И. Вежливость и антивежливость в сетевом дискурсе // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23– 24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. С. 104–114.
- Крейдлин Г. Е., Хесед Е. А. Русские поведенческие прилагательные в аспекте категорий вежливости и невежливости // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : материалы Междунар. науч. конф., состоявшейся в институте лингвистики РГГУ 23–24 октября 2018 г. [сост. и отв. ред. И. А. Шаронов]. М. : Политическая энциклопедия, 2018. С. 115–121.
- Леусенко С. Топ площадок с медицинскими отзывами // vc.ru – бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы. URL: https://vc.ru/u/958308-sergei-leusenko/873372-top-ploshadok-s-medicinski... (дата обращения: 12.10.2023).
- Лимкина Н. А. Доброжелательность и вежливость медицинского персонала в Республике Мордовия // XI Дыльновские чтения «Социология и общество: социальные процессы, факторы и механизмы развития» : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Саратов, 12 февраля 2024 г.). Саратов : Саратовский источник, 2024. С. 261–266. EDN: CBUVKZ
- Липская Д. Б. Категория вежливости: улыбка в японской культуре // Язык и культура: взгляд молодых : материалы IV Международной научной студенческой конференции (Москва, 26 мая 2021 г.) / гл. ред. М. Н. Русецкая. М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. С. 307–311. EDN: WIPVVS
- Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов для школьников. Екатеринбург : У-Фактория, 2000. 512 с.
- Трофимова Г. Н., Комлева М. В. Стратегии убеждения в медицинском медиадискурсе: функциональнопрагматический анализ // Неофилология. 2025. Т. 11, № 1. С. 124–138. https://doi.org/10.20310/2587-69532025-11-1-124-138
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. Т. 1. М. : Русский язык, 1993. 623 с.
- Шмелева Т. В. Лингвистическое исследования сферы ‘здоровье/болезни’: методологические основания // Ученые записки НовГУ. 2024. № 4 (55). С. 590–598. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2024.4(55).590-598
- Эсауленко Н. П., Ошейко С. Н., Петрова И. Н., Корпан Л. И. Вежливость как составляющая часть медицины // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : сборник трудов Пятьдесят второй международной научно-практической конференции (28 ноября 2022 г., Белгород). Белгород : Издательство OOO «ГиК», 2022. С. 514–516. EDN: JYGEUR