Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Харченко В. К. Сентенции в речевом жанре бытового разговора: сопряжение акусматической и книжной культур // Жанры речи. 2015. № 1 (11). С. 68-75. DOI: 10.18500/2311-0740-2015-1-11-68-75

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 240)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’271.16
EDN: 
UAWICR

Сентенции в речевом жанре бытового разговора: сопряжение акусматической и книжной культур

Авторы: 
Харченко Вера Константиновна, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: 

В статье рассматривается функционирование сентенций в разговорном дискурсе, отмечается их количество, своеобразие содержания и формы, то есть тематические предпочтения и эстетическое сопровождение сентенций (метафоры, олицетворения). Подчёркивается влияние книжной культуры на разговорный дискурс, что отражено в некоторых моделях рассуждений-сентенций. Создание электронной базы, насчитывающей около 4 тысяч лично зафиксированных реплик спонтанного диалога, обнаружило точки сопряжения между данными разговорного дискурса и сентенциями, образами научно-популярного, художественного, публицистического, философского дискурсов. Подобное междискурсивное наращение смыслов можно обозначить как метод семантической ротации, весьма значимый для оценки и самооценки языковой личности, а в перспективе и для оценки реальных и потенциальных богатств языка.

Список источников: 
  1. Асланова О.А. Бисубстантивные предложения как средство выражения авторской характеристики типа персонажа в мемуарном тексте: Автореф. дис. …канд. филол. наук / О.А. Асланова. – М., 2013. – 25 с.
  2. Дементьев В.В. Основы теории непрямой коммуникации: Автореф. дис. … докт. филол. наук / В.В. Дементьев. – Саратов, 2001. – 42 с.
  3. Касавин И.Т. Знание и коммуникация: к современным дискуссиям в аналитической философии // Вопросы философии. – 2013. № 6. – С. 46-57.
  4. Колесов В.В. Философия русского слова / В.В. Колесов. – СПб.: ЮНА, 2002. – 448 с.
  5. Кротков Е.А. О рассуждении как методе познания / Е.А. Кротков // Вопросы философии. – 2013. № 6. – С.170-180.
  6. Лемяскина Н.А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника / Н.А. Лемяскина. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. – 330 с.
  7. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). – М.: Высшая школа, 1968.
  8. Седов К.Ф. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. – М.: Лабиринт, 2007. – 320 с.
  9. Сошников А.О. Специфика структурно-семантической организации спонтанных текстов повествования и рассуждения: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2013. – 22 с.
  10. Толмачёва С.Ю. Речевые жанры младшего школьника: Дис. …канд.филол.наук. Воронеж, 2009. – 200 с.
  11. Фрумкин К.Г. О загадочном удовольствии говорить / К.Г. Фрумкин // Нева, 2010, № 12. – С. 139-146.
  12. Харченко В.К. Мозаика разговорной речи: новые аспекты исследования, электронная база высказываний / В.К. Харченко. – М.: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького, 2013. – 192 с.
Поступила в редакцию: 
22.01.2015
Принята к публикации: 
15.02.2015
Опубликована: 
08.06.2015