Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Алексеева У. С. С романтическими дарами в новейшую массовую литературу: к вопросу о феномене фанфикшн и его жанрово-поэтическом своеобразии // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 1 (45). С. 87-94. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-1-45-87-94, EDN: WOITVL

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 110)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1-1/-9.09
EDN: 
WOITVL

С романтическими дарами в новейшую массовую литературу: к вопросу о феномене фанфикшн и его жанрово-поэтическом своеобразии

Авторы: 
Алексеева Ульяна Сергеевна, Сибирский государственный университет путей сообщения
Аннотация: 

В литературоведении остается дискуссионным феномен фанфикшн, ключевым признаком которого выделяют вторичность. Цель работы обосновать, что в условиях трансмедийности постмодерна вторичность на массиве фанфикшн носит условный характер, но наблюдается общность жанрово-поэтического своеобразия текстов, которая транслируется в оригинальную литературу, а в случае монетизации творчества фикрайтеров – в профессиональную. Анализ метаданных российской платформы https://ficbook.net/показывает, что степень связанности фанфиков с каноном и тип вторичной переработки варьируется достаточно широко: от непосредственной стилизации к вариациям и ремейкам и до оригинальных произведений. Многообразие фанфиков объединяет своеобразный психологический романтизм, отраженный в художественном характере текстов и в жанровых предпочтениях фикрайтеров. Чаще всего герой – личность, погруженная в чувства и внутренние потрясения. Мотивы поворота судьбы, столкновения с необыкновенным, обнаружения тайны помогают запустить или обострить конфликт с самим собой, реальностью или объектом страсти. Особое внимание уделяется лирическим переживаниям. Романтический вектор определяет жанровые приоритеты. Жанры: альтернативная вселенная, драма, ангст по количеству текстов следуют сразу за романтикой, которая на Фикбуке занимает первое место. Обращение к внутреннему миру человека дополнительно акцентируется с помощью частотных поджанровых характеристик: любовь/ненависть, отрицание чувств, развитие отношений, становление героя. В статье доказывается, что фанфикшн выходит за границы вторичной в новейшую массовую литературу, становится ее частью и привносит в нее своеобразный жанрово-поэтический отпечаток.

Список источников: 
  1. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. N. Y. : Routledge, 1992. 342 p.
  2. Буссе К. Канон, контекст и консенсус: новый подход к пониманию фанфикшена // Балтийский филологический курьер. 2007. № 6. С. 345–360.
  3. Горалик Л. Как размножаются Малфои: жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый мир. 2003. № 12. С. 131–146. URL: http://magazines.russ.ru/novyi/mi/2003/12/goralik. html (дата обращения: 14.02.24).
  4. Демичева Ю. В. Семантическое единство «любовь–равнодушие–ненависть» в фанфикшн (на материале русского и английского языков) речи : автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2024. 27 с.
  5. Максименко П. И. Русскоязычная электронная база фанфикшн-текстов: принципы создания и анализ метаданных // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях : материалы международной науч.-практ. конф. Красноярск, 25–28 сент. 2023 г. / отв. ред. М. А. Лаптева. Красноярск : СФУ, 2023. С. 151– 159.
  6. Неклюдов С. Ю. От составителя сборника «Наивная литература: исследования и тексты» // «Наивная литература»: исследования и тексты / сост. С. Ю. Неклюдов. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. С. 4–14.
  7. Нижник А. В., Хазанова М. И. Фанфикшн как комплексное медиаявление // Культ-товары. Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий. Гродно : ГГУ, 2020. С. 257–269.
  8. Попова С. Н. Фанфикшн – феномен современности. М. : РУДН, 2015. 147 с.
  9. Радченко Д. А. Сетевой фольклор как способ осмысления актуальной реальности // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции – к виртуальности : сб. науч. ст. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. С. 63–86.
  10. Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, № 3. С. 137–191.
  11. Таразевич Е. Ремейк в современной русской драматургии // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Пермь : ПГПУ, 2005. Ч. 1. С. 318–321.
  12. Черняк М. А. Новейшая литература и вызовы массовой культуры: к вопросу о синтезе «высоких» и «низких» жанров // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Филология. Искусствознание. 2014. № 2 (3). С. 340–346.
Поступила в редакцию: 
03.03.2024
Принята к публикации: 
25.04.2024
Опубликована: 
28.02.2025