Для цитирования:
Пром Н. А., Евтушенко О. А., Шестакова О. А. Речевые жанры электронной коммуникации между преподавателем и студентом // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 1 (45). С. 95-103. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-1-45-95-103, EDN: XQBTBY
Речевые жанры электронной коммуникации между преподавателем и студентом
В статье представлен анализ жанрового репертуара электронной коммуникации между преподавателем и студентом как одной из новых сфер интернет-коммуникации, которая прежде не была предметом жанрового анализа. Рассмотрена и обоснована классификация выявленных речевых жанров. Актуальность темы обусловлена тем, что данная деловая форма общения становится предпочтительной в современном педагогическом дискурсе вследствие многочисленных социальных и технологических процессов. Материалом исследования послужили тексты письменной электронной асинхронной коммуникации между преподавателями и студентами в компьютерно-опосредованной среде. Применяя методы наблюдения и сравнения различных жанров, формирующихся в процессе электронной коммуникации, авторы рассматривают речевые жанры, релевантные для современного электронного общения между преподавателем и студентом. Классификация включает информативные, этикетные, императивные, оценочные группы жанров. Информативные и этикетные жанры в количественном отношении значительно преобладают над императивными и оценочными. Установлено, что группа информативных жанров является самой большой в нашем эмпирическом материале, что обусловлено целями и задачами данного вида коммуникации – предоставление и запрос информации. Многочисленность группы этикетных речевых жанров свидетельствует о том, что нормы этикета институционального общения сохраняются ввиду их значимости. Императивные и оценочные входят в речевой репертуар преподавателя, что обусловлено институциональной природой рассматриваемой формы взаимодействия. Выделенные речевые жанры обладают рядом характеристик: вторичность, письменность и официальность, а также им свойственны признаки устной неофициальной речи первичных жанров, что позволяет утверждать, что электронная коммуникация между преподавателем и студентом проходит этап формирования и развития.
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9, № 5. URL: https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-20Digital%20Natives,%20Di... (дата обращения: 04.01.2024).
- Агагюлова С. И., Галичкина Е. Н., Горошко Е. И., Ильясова С. В., Каллистратидис Е. В., Карабань Н. А., Карасик В. И., Качанова А. А., Колокольцева Т. Н., Кочетова Л. А., Красавский Н. А., Кудрявцева А. А., Лутовинова О. В., Митягина В. А., Ряжков М. С., Черкасова И. С., Шарифуллин Б. Я., Шестак Л. А., Штукарева Е. Б. Интернет-коммуникация как новая речевая формация : кол. монография. М. : ФЛИНТА, 2012. 328 с.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Проблема речевых жанров. Проблема текста : сб. соч : в 5 т. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 159–206.
- Волынкина С. В., Кузина Е. Н. Репертуар жанров научно-педагогического дискурса // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 144–147.
- Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24, № 1, ч. 1. С. 105–124.
- Дементьев В. В. О типологии речевых жанров в связи со сферами речевой коммуникации и без такой связи // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 3. С. 630–644. https://doi.org/10.25513/2413-6182.2019.6(3).630-644
- Евтушенко О. А., Первухина С. В. Электронный модус современного административного дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Языкознание. 2020. Т. 19, № 5. C. 99–109. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.9
- Интернет-коммуникация как новая речевая формация / под ред. Т. Н. Колокольцевой, О. В Лутовиновой. М. : Флинта, 2018. 328 с.
- Комлева Е. В. Соотношение понятий «речевой жанр» и «речевой акт» (на материале немецких апеллятивных текстов) // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. C. 296–301.
- Кыркунова Л. Г., Карзенкова Е. П. Речевые жанры педагогического общения // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 1. С. 15–26.
- Пром Н. А. Медиафакт как единица жанра // Жанры речи. 2020. № 3 (27). C. 229–237. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-229-237
- Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 7−39.
- Словарь терминов межкультурной коммуникации / под ред. М. Г. Лебедько, З. Г. Прошиной. М. : ФЛИНТА ; Наука, 2013. 632 с.
- Холод А. Л. Понятие интернет-коммуникации // Карповские научные чтения : сб. науч. ст. Вып. 11 : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. А. И. Головня. Минск : ИВЦ Минфина, 2017. С. 298–302.
- Черкасова В. Ю. Онлайн-коммуникация преподавателей и студентов в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 132–143. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_16
- Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–98.
- Щипицина Л. Ю. Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 2 (38). С. 175– 185. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-175-185
- Щипицина Л. Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 114. С. 171–178.
- Юздова Л. П. Речевое социальное взаимодействие преподавателя и студента // Социо- и психолингвистические исследования. 2018. № 6. С. 145–148.
- Янкина Е. В. Феномен «Социальная поддержка» в коммуникации // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 688–691.