Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Загуменнов А. В., Маматов Г. М. Речевой жанр «толкование» в эпоху русского церковного раскола XVII века с позиций герменевтического и лингвоперсонологического аспектов (на материале «Книги толкований и нравоучений» Аввакума) // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 1 (37). С. 15-23. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-1-37-15-23, EDN: WHWSGC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 243)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1:801’73
EDN: 
WHWSGC

Речевой жанр «толкование» в эпоху русского церковного раскола XVII века с позиций герменевтического и лингвоперсонологического аспектов (на материале «Книги толкований и нравоучений» Аввакума)

Авторы: 
Загуменнов Александр Владимирович, Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования Вологодская духовная семинария Вологодской епархии Русской Православной Церкви
Маматов Глеб Максимович, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Исследование посвящено описанию речевого жанра «толкование» на материале малоизученного сочинения протопопа Аввакума «Книга толкований и нравоучений». Актуальность темы обусловлена, во-первых, малочисленностью публикаций с анализом привлеченного источника, а во-вторых – полярными и противоречивыми утверждениями о составе «Книги…». В статье используются следующие методы и приёмы: описание, контекстный анализ, реконструкция, сравнение и интерпретация. Впервые с привлечением сторонних рукописных (XIII–XVI веков) и старопечатных источников (XVII столетия) выявлены и прецедентные черты оформления интерпретаций у Аввакума, и его новаторство в данном речевом жанре. К первым следует отнести воспроизведение структуры «стих–толкование», известной по образцам славянского перевода труда Андрея Кесарийского и толковых псалтырей. К новаторству в речевом жанре мы относим содержательную сторону интерпретаций. В частности, обосновывается, что экзегетика 102-го псалма сопровождается переосмыслением православной гимнографии, включая евхаристический канон, вследствие чего ветхозаветный источник наполняется содержанием богослужения новозаветной церкви и потому оказывается значительнее и значимее, чем сумма текстов, привлечённых в качестве материала для толкования.

Список источников: 
  1. Chase F. H. Chrysostom, a study in the history of biblical interpretation. Cambridge, Deighton, Bell, & co. : [etc., etc.], 1887. 230 p.
  2. Constantinou E. S. Guiding to a Blessed End: Andrew of Caesarea and His Apocalypse Commentary in the Ancient Church. Washington, D. C. Catholic University of America Press, 2013. 350 p.
  3. Holmes S. M. The Latin literature of liturgical interpretation: Defining a genre and method // Studia Liturgica / ed. Peter C. Bower. Driebergen, 2013. P. 76–92.
  4. Антипова И. А. Способы толкования в «Словах» и «Притчах» Кирилла Туровского // Вестник Вятского государственного университета. 2008. № 2 (3). С. 133– 135.
  5. Апокалипсис с толкованием святителя Андрея Кесарийского, XIII – нач. XIV вв. // ОР РГБ. Ф. 256. № 8. 110 л.
  6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений : в 7 т. / под ред. С. Г. Бочарова, Л. А. Гоготишвили. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М. : Русские словари, 1997. С. 159–206.
  7. Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. URL: https://bookree.org/reader?file=599468&pg=0 (дата обращения : 30.08.2021).
  8. Богин Г. И. Языковая личность как педагогическая проблема // Обретение способности понимать / под ред. Н. Ф. Крюковой. Т. 1. Работы разных лет по лингводидактике и языковой личности. Тверь : Тверской государственный университет, 2009. С. 5–12.
  9. Валентинова О. И. Архетипические признаки средневекового богословского текста и их трансформация // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 3 (48). С. 109–118.
  10. Гончаров И. Н. Проповеди Григория Богослова и Кирилла Туровского как словесный ритуал // Сибирский филологический журнал. 2007. № 1. С. 4–8.
  11. Демин А. С. О художественности древнерусской литературы: Очерки древнерусского мировидения от «Повести временных лет» до сочинений Аввакума. М. : Языки рус. культуры ; Кошелев, 1998. 847 с.
  12. Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1974. 168 с.
  13. Ерёмин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. М. ; Л. : Наука, 1966. 263 с.
  14. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках : сводный каталог. М. : [б. и.], 1958. 150 с.
  15. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб. : Петербургское востоковедение, 2007. 624 с.
  16. Кузьмина К. А. Структурные и языковые особенности проповеди как речевого жанра : автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2006. 22 с.
  17. Кусков В. В. История Древнерусской литературы. М. : Высшая школа, 1998. 335 с.
  18. Лихачёв Д. С. Система литературных жанров Древней Руси // Доклад советской делегации на V Международном съезде славистов. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 47–70.
  19. Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством св. Петра митрополита. Т. 6. М. : Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1881. 335 с.
  20. Медведев Е. Ю. Семантическая структура православной литургийной проповеди : дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 136 с.
  21. Панченко А. М. Литература «переходного века» // История русской литературы / под ред. Н. И. Пруцкова. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. С. 291–407.
  22. Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М. : Языки славянской культуры, 2016. 680 с.
  23. Псалтирь (с восследованием) 1636 г. // ОР РГБ. Ф. МК РГБ. Ед. хр. 1690. 661 л.
  24. Псалтирь следованная. М. : Донской монастырь, 1993. 466 с.
  25. Псалтырь толковая, с толкованиями свт. Афанасия Александрийского, Перв. четв. (10-е гг.?) XVI в. // ОР РГБ. Ф. 98. № 90. 305 л.
  26. Псалтырь толковая с прибавлениями, Кон. XV в. // ОР РНБ. Ф. 717. ОР Сол. 1044/1153. I + 364 л.
  27. Рабенко Т. Г. Древнерусская духовная литература: традиции и новации проповедничества (на материале проповедей XI–XIII вв.) // Человек и язык в коммуникативном пространстве : сборник научных статей. 2017. Т. 8, № 8. С. 163–169.
  28. Расторгуева М. Б. Речевой жанр церковно-религиозной проповеди : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 26 с.
  29. Розанова Н. Н. Коммуникативно-жанровые особенности храмовой проповеди // И. А. Бодуэн де Куртенэ: Ученый. Учитель. Личность. Красноярск : Красноярск. гос. ун-т, 2000. С. 25–41.
  30. Русская историческая библиотека. СПб. : [б. и.], 1872–1927. Т. 39 : Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1, вып. 1. 1927. XCVII, 960 стлб.
  31. Савин Г. А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 26 с.
  32. Сборник, из шестнадцати отрывков [Уточненное загл. по доп. описи] : Сборник летописно-хронографических статей, толкований и пр. XVI в. // ОР РГБ. Ф. 113. № 583. 415 л.
  33. Служебник 1651 г. // ОР РГБ. Ф. МК РГБ. Ед. хр. 7. 444 л.
  34. Сочива Т. А. «Книга толкований и нравоучений» протопопа Аввакума в контексте литературного наследия писателя : дис. … канд. филол. наук. Вологда, 2017. 253 с.
  35. Чевела О. В. От притчи к аллегории: аллегореза как приём построения сакрального текста // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Филология. Искусствоведение. 2009. № 2. С. 280–285.
  36. Шмеман А. Исторический путь Православия. М. : Омофор, 2016. 416 с.
  37. Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. Кн. 3 : Методологический подход в языковедении: 11 лекций 1974–1979 годов. М. : Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2007. 447 с.
Поступила в редакцию: 
12.08.2021
Принята к публикации: 
17.11.2021
Опубликована: 
01.03.2023