Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Рабенко Т. Г., Горовая Я. О. Признаки игры в жанровой структуре девичьего альбома // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 2 (38). С. 195-204. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-195-204, EDN: GIDQNH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 260)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’42
EDN: 
GIDQNH

Признаки игры в жанровой структуре девичьего альбома

Авторы: 
Рабенко Татьяна Геннадьевна, Кемеровский государственный университет
Горовая Яна Олеговна, Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется его вписанностью в теорию естественной письменной речи в той ее части, которая посвящена изучению жанровой организации этого вида письменно-речевой деятельности. Жанр девичьего альбома, рассматриваемый как жанрово-письменная реализация фатико-игрового поведения, описывается с позиции доминантно-детерминантного подхода. В аспекте внешней детерминации прослеживается обусловленность игровой интенции жанра его социальной средой. С точки зрения внутренней детерминации выявляется зависимость жанровых признаков внутри речевого произведения. Игровая интенция расценивается как жанровая доминанта, на уровне которой прослеживается взаимосвязь экстралингвистических и собственно лингвистических признаков текста. Установлено, что девичий альбом, отражая процесс социализации девичества, моделирует фатико-игровое пространство, где в ходе доверительного общения со сверстниками можно обсудить «взрослые» темы. Игра находит воплощение на уровне экстралингвистических условий порождения текста: пространственно-временной организации альбомного общения (функционирование альбома в замкнутой социокультурной среде); отбора участников коммуникации; развертывания коммуникации с учетом ее регламентированности и вместе с тем наличия некоторой свободы речевых действий участников. Игровое начало проявляется на собственно языковом уровне речевого произведения: в рамках структурно-содержательного обустройства текста (направленность разделов девичьего альбома на поддержание фатико-игрового формата общения; жанровая типизированность текстов); языкового воплощения жанра (использование молодежного сленга; поликодовость текста; языковая игра). В итоге, игровая доминанта девичьего альбома детерминирует промежуточное положение альбомной коммуникации между областями реального и ирреального в языковом сознании членов альбомного сообщества. Способы организации игрового дискурса в девичьем альбоме основаны на правилах, предписанных законами жанра и направленных на моделирование виртуального варианта действительности, сообразного социокультурному статусу членов альбомного сообщества. 

Благодарности: 
This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20412-420005 r_a).
Список источников: 
  1. Борисов С. Б. Русское детство, XIX–XX вв.: культурно-антропологический словарь: в 2 т. СПб. : Дмитрий Буланин, 2012. Т. 1. 832 с. ; Т. 2. 532 с.
  2. Борисов С. Б. Субкультура девичества: Российская провинция 70–90-х гг. ХХ в.: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2002. 43 с.
  3. Дементьев В. В. Что дало жанроведение современной лингвистике? // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 172–194. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-327-172-194
  4. Калашникова М. В. Современный альбом: Типология, поэтика, функции: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005. 28 с.
  5. Курганова Е. Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 121 с.
  6. Лебедева Н. Б., Зырянова Е. Г., Максимова Н. Ю., Тюкаева Н. И. Жанры естественной письменной речи: Студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка: монография. М. : Красанд, 2021. 256 с.
  7. Медведев П. Н. (Бахтин М. М.) Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. Л. : Прибой, 1928. 232 с.
  8. Пересторонина И. Л., Панькова Е. С. Понятия семиотического, креолизованного и рекламного текста в лингвистике // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Пермь : Изд-во Перм. гос. гум.-пед. ун-та, 2012. № 9. С. 83–89.
  9. Попова Е. А. Игра как способ самоидентификации человека: философско-культурологический аспект // Вестник Челяб. гос. ун-та. Философия. Социология. Культурология. 2010. № 1 (182). С. 79–84.
  10. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. М. : Наука, 1988. С. 8–69.
  11. Рабенко Т. Г., Горовая Я. О. Типы диалогичности в жанровой структуре девичьего альбома // Культура и текст. 2021. № 1 (44). С. 262–275. https://doi.org/10.37386/2305-4077-2021-1-262-275
  12. Рабенко Т. Г. Инвариантные и вариантные признаки жанров естественной письменной речи (на материале жанров «личный дневник», «личное письмо», «личная записка») // Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 6– 14. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-1-25-6-14
  13. Ретюнских Л. Т. Философия игры. М. : Вузовская книга, 2002. 416 с.
  14. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М. : Языки русской культуры, 2002. 552 с.
  15. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М. : Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 464 с.
  16. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–98.
Поступила в редакцию: 
28.11.2021
Принята к публикации: 
03.02.2022
Опубликована: 
31.05.2023