Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Дементьев В. В. Отзыв иностранцев о советском фильме как жанр Рунета // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 3 (35). С. 220-233. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-220-233, EDN: XLKSKB

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 949)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’27’42:316.77
EDN: 
XLKSKB

Отзыв иностранцев о советском фильме как жанр Рунета

Авторы: 
Дементьев Вадим Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье на материале интернет-блогов рассматривается ставший широко распространенным и узнаваемым жанр – отзыв иностранцев о советских фильмах (ОИФ). Показана сложная прагматическая (двойное авторство, противоречивая интенциональная структура) и концептуальная (межкультурная коммуникация, разные ценностные картины мира) природа данного жанра. Содержательные центры жанра ОИФ – иностранные авторы, русскоязычный автор, собственно фильм и используемые авторами оценочные шкалы – рассматриваются как жанрообразующие. Соответственно осуществляются четыре микроисследования жанра ОИФ. Показано, что одним из главных содержательных принципов ОИФ является оппозитивность, проистекающая, во-первых, из двойного авторства ОИФ: автор оригинального высказывания о советском фильме на английском языке и русскоязычный автор, который отбирает, переводит и иногда комментирует данные высказывания иностранцев, создавая собственно текст ОИФ на русском языке. За речевой деятельностью авторов стоят разные культурные картины, ценности, оценочные шкалы, представления о жанрах, содержании, технике и т. д. фильмов, включая знания о правилах написания текстов рецензий. Во-вторых, иностранец оценивает явление чужой ему культуры. Иностранный автор предстает как носитель «мировой» культуры (набора знаний о знаковых произведениях культуры), системы ценностей, оценок; компетенций в плане написания кинорецензий; знаний о русской / советской культуре (в том числе кино), включая стереотипы (эти «знания» часто ущербны: содержат лакуны и ошибки, что вызывает отдельный интерес у читателя). Оппозитивность ОИФ приводит к использованию разных, часто противоречащих друг другу оценочных шкал. В статье осуществлен лингвистический анализ средств выражения оценки. 

Список источников: 
  1. Брежнева Д. Д. Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массовоинформационного дискурса: на материале современной британской прессы : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2013. 20 с.
  2. Дементьев В. В. ‘n самых…’: интернет-рейтинг как речевой жанр // Жанры речи. 2021. № 3 (31). С. 226–244. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-331-226-244
  3. Дементьев В. В. Онлайн-тесты в новостном браузере: лингвистические и речежанровые характеристик // Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 62–78. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-1-25-62-78
  4. Дементьев В. В. Переживательные истории о котиках в Рунете в парадигме жанров волонтерского дискурса // Жанры речи. 2021. № 4 (32). С. 305–326. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-4-32-305-326
  5. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.
  6. Сабурова Н. А. Дискурсивные характеристики непрофессиональной кинорецензии в виртуальном пространстве // Вестник ТОГУ. 2015. № 3. С. 281–290.
  7. Саенкова Л. П. Понятия «жанр», «система жанров» в журналистике и кинокритике: предметные характеристики и факторы жанрообразования // Вестн. БГУ. 2014. № 2. С. 82–85.
  8. Фомина В. А. Кинорецензия в системе дискурсных взаимодействий //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 2 (68). С. 144–146.
Поступила в редакцию: 
31.08.2021
Принята к публикации: 
07.10.2021
Опубликована: 
31.08.2022