Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Дементьев В. В. ‘n самых…’: интернет-рейтинг как речевой жанр // Жанры речи. 2021. № 3 (31). С. 226-244. DOI: 10.18500/2311-0740-2021-3-31-226-244

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 505)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81′1:004.77
EDN: 
TYOQJI

‘n самых…’: интернет-рейтинг как речевой жанр

Авторы: 
Дементьев Вадим Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Исследование посвящено жанру интернет-рейтинга (статья, представляющая группу однородных объектов в виде ранжированного, чаще всего нумерованного списка) на материале ок. 600 текстов интернет-рейтингов за 2019–2020 гг. с ок. 120 сайтов.
Рассматриваются характеристики интернет-рейтинга: общие речежанровые, структурные, тематические (тематические сферы, ключевые лексемы, семантика и прагматика), оценочные (принципы ранжирования, авторский субъективизм, ценности). Много внимания уделяется таким речежанровым доминантам интернет-рейтинга, как принципы оценивания / ранжирования, авторская субъективность, экспрессия, а также некоторые факторы культурного заимствования («рейтинговость»).
Выявлены три части структуры интернет-рейтинга: 1) заголовок, который выносится контент-агрегатором в новостной браузер; 2) описание интернет-рейтинга; 3) собственно ранжированные объекты. Выделяются и описываются лингвистические маркеры жанра интернет-рейтинга и основные структурные типы.
Выявлены наиболее распространенные темы интернет-рейтингов: кино (телесериалы, мультфильмы, аниме), книги / писатели, знаки Зодиака, мир кошек и собак, сфера туризма; наиболее распространенные цифры (10, 5, без цифры, 3, 7, 1, 6, 4, 20); иллокутивные типы интернет-рейтингов (больше всего развлекательных, среди неразвлекательных выделяются советы и (предположительно) скрытая реклама), рассчитаны их количественные показатели.
Рассмотрены принципы ранжирования объектов интернет-рейтингов и их отношения с образом автора и адресата интернет-рейтинга. Особое внимание уделяется способам, которыми автор пытается, с одной стороны, обосновать объективность рейтинга (сослаться на проведенное исследование, опрос, авторитетное мнение и т. п.), с другой – эксплицировать свою субъективность (например, чтобы побудить читателей высказывать собственные мнения).

Список источников: 
  1. Dundes A. Office Folklore // Richard M. Dorson (ed.) Handbook of American Folklore. Bloomington : Indiana University Press, 1983. P. 115–120.
  2. Gorer J. Exploring English Character. New York : Criterion Books, 1955. 328 p.  
  3. Kuipers G. Good Humor, Bad Taste : A Sociology of the Joke / Humor Research 7. The Hague : Mouton de Gruyter, 2006. 294 p.
  4. Shifman L. Humor in the Age of Digital Reproduction: Continuity and Change in Internet-Based Comic Texts // International Journal of Communication. 2007. Vol. 1. P. 187–209.
  5. Yelenevskaya M. “You’ve Lived in X Too Long, When…” : A View of the World through Comic Lists (expatriates’ humour on ru.net) // Electronic Journal of Folklore. 2012, Vol. 50. Estonian Literary Museum Scholary Press in Folklore. P. 29–48.
  6. Дементьев В. В. Заголовки с цифрами в интернетмедиа : лингвистические и прагматические характеристики // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2020. № 63. С. 5–27. https://doi.org/10.17223/19986645/63/1
  7. Дементьев В. В. Речежанровые коммуникативные ценности в новых и новейших сферах русской речи. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 396 с.
  8. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.
Поступила в редакцию: 
10.09.2020
Принята к публикации: 
12.10.2020
Опубликована: 
30.08.2021