Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Волкова Я. А., Панченко Н. Н. Мотивационная речь: специфика функционирования речевого жанра // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 1 (41). С. 47-55. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-47-55, EDN: FRVCAB

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 690)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111’42
EDN: 
FRVCAB

Мотивационная речь: специфика функционирования речевого жанра

Авторы: 
Волкова Яна Александровна, Российский университет дружбы народов
Панченко Надежда Николаевна, Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Аннотация: 

Исследование посвящено описанию речевого жанра «мотивационная речь» на материале англоязычного мотивационного дискурса. Актуальность и научная новизна обусловлены необходимостью конструирования определения мотивационного дискурса, уточнения его дискурсивной интенции и стратегии, изучения и описания его жанрового своеобразия. В статье предпринята попытка дифференцировать понятия мотивации и воздействия и соответствующие дискурсы по типу адресата (адресатный, нацеленный на конкретного партнера по коммуникации, и общеадресатный, ориентированный на абстрактного адресата), по типам субъектов в зависимости от избираемой индивидом стратегии «мотива достижения» – стремления к успеху или избегания неудачи. Анализ мотивационных речей продемонстрировал их тематическую неоднородность, а также вариативность с точки зрения степени формализации – жанры жесткой, мягкой формализации и свободные жанры. В результате анализа выделено восемь основных типов мотивационных речей, дифференцируемых на основании базовой интенции и концепции адресата, определена их композиционная структура, установлены характерные для анализируемого жанра особенности, к которым относится использование приема сторителлинга, юмористических средств и различного рода эвиденциальной информации, эмотивной лексики и синтаксиса, так называемого «инклюзивного языка».

Список источников: 
  1. Gao X. Shifting motivational discourses among mainland Chinese students in an English medium tertiary institution in Hong Kong: A longitudinal inquiry // Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33, № 5. P. 599–614.
  2. Kwan S. Competing motivational discourses for weight loss: Means to ends and the nexus of beauty and health // Qualitative Health Research. 2009. Vol. 19, № 9. P. 1223–1233.
  3. Matthews P. H. Effects of tutoring discourse structure on motivation among university foreign language learners. Diss. Dr. Sci. (Philos.) Atlanta : The University of Georgia, 2001. 302 p.
  4. Mayfield J., Mayfield M. Motivating Language Theory: Effective Leader Talk in the Workplace. New York, NY : Palgrave Macmillan, 2018. 163 p. https://doi. org/10.1007/978-3-319-66930-4
  5. Sullivan J. Three roles of language in motivation theory // Acad. Manag. Rev. 1988. Vol. 13. P. 104–115. https://doi.org/10.5465/amr.1988.4306798
  6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М. : Искусство, 1986. 445 с.
  7. Дементьев В. В. «Анкета речевого жанра» Т. В. Шмелёвой: прошлое, настоящее, будущее (к 30летию жанроведческой модели) // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 252–262. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-4-28-252-262
  8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2004. 512 с.
  9. Кетько Н. В. Методы экспертных оценок как инструмент формирования и оценки политики мотивации наемных работников на предприятии // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 2. С. 265–269.
  10. Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика : дис. … д-ра психол. наук. М., 1991. 477 с.
  11. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2010. 96 с.
  12. Подоляк Ж. И. К вопросу о выделении мотивационного дискурса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14850 (дата обращения: 03.02.2023).
  13. Седов К. Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2002. Вып. 3. С. 40–52.
  14. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 7–39.
  15. Хутыз И. П. Особенности конструирования англоязычного мотивационного дискурса: уровень грамматики // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 1 (45). С. 100–112. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.45.1.11
  16. Шейгал Е. И., Черватюк И. С. Типы жанров и градация коммуникативной власти // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. С. 63–80.
  17. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007. С. 81–89.
  18. Юрова К. И., Юров И. А. Проблема смысла жизни в психологии : учеб. пособие. Пенза : Наука и Просвещение, 2017. 144 с.
Поступила в редакцию: 
15.04.2023
Принята к публикации: 
25.05.2023
Опубликована: 
01.03.2024