Для цитирования:
Кириллова К. И. Аналитический обзор о США в современных российских массмедиа: особенности жанровой структуры (на материале пространственных метафор) // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 3 (43). С. 266-276. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-266-276, EDN: QCZCPY
Аналитический обзор о США в современных российских массмедиа: особенности жанровой структуры (на материале пространственных метафор)
Дается характеристика концептуальных метафор как одного из способов структуризации жанра аналитического обзора в современных российских газетных массмедиа. Объектом исследования стали пространственные модели переносов, используемые аналитиками (профессиональными журналистами и экспертами) для репрезентации образа США в современном мире. Материал исследования – 138 пространственных метафор в 410 контекстах, извлеченных из 43 статей шести общественно-политических газетных массмедиа 2022–2023 гг. Актуальность темы связана с необходимостью уточнить место метафор в современных массмедиа, претерпевающих значительные изменения как в жанрово-структурном, так и языковом аспектах. Цель работы – выявить роль пространственных метафор в концептуальном представлении США в жанре аналитического обзора современных российских газетных массмедиа. На основе комплексного анализа с применением современных семантических, когнитивных и дискурсивных методик текстового материала было установлено, что в исследуемом жанре пространственные концептуальные метафоры занимают важное место в осуществлении основных функций аналитического жанра – концептуальной (логико-аргументирующей), оценочной, воздействующей. В частности, показывается, что в современных общероссийских газетах с помощью трех базовых моделей пространственной метафоризации (целенаправленной деятельности, бытия и развития, системных связей и отношений) формируется по-своему целостный, хотя и отрицательный, образ США как активного участника общемировых экономических и социально-политических процессов, основной целью которого становится утверждение своей лидерской позиции за счет подчинения союзников и ослабления противников и конкурентов. Результатом таких действий становится рост конфликтов и общей нестабильности в мире.
- Albæk E. The Interaction Between Experts and Journalists in News Journalism // Journalism. 2011. Vol. 12, № 3. P. 335–348. https://doi.org/10.1177/1464 884910392851
- Borčić N., Kanižaj I., Kršul S. Conceptual Metaphor in Political Communication // Zbornik Sveučilišta u Dubrovniku. 2016. № 3. P. 73–94.
- Izadi F., Saghaye-Biria H. A Discourse Analysis of Elite American Newspaper Editorials: The Case of Iran’s Nuclear Program // Journal of Communication Inquiry. 2007. Vol. 31, № 2. P. 140–165. https://doi.org/10.1177/0196859906298073
- Jerit J. Understanding the Knowledge Gap: The Role of Experts and Journalists // The Journal of Politics. 2009. Vol. 71, № 2. P. 442–456. https://doi.org/10.1017/s0022381609090380
- Le E. Editorials’ Genre and Media Roles: Le Monde’s Editorials from 1999 to 2001 // Journal of Pragmatics. 2009. Vol. 41, № 9. P. 1727–1748. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2008.10.013
- Möller N. Cognitive Metaphor and the «Arab Spring» // Cognitive Explorations Into Metaphor and Metonymy. Frankfurt am Main : Peter Lang Edition, 2014. P. 113–147. https://doi.org/10.3726/978-3-653-03550-6
- Rulyova N., Westley H. Changing News Genres as a Result of Global Technological Developments // Digital Journalism. 2017. Vol. 5, № 8. P. 986–1005. https://doi.org/10.1080/21670811.2017.1351882
- Ungerer F. English Media Texts: Past and Present. Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 2000. 304 p. https://doi.org/10.1075/pbns.80
- Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1998. 896 с.
- Балашова Л. В. Горизонтальная модель пространственной метафоры в медийном образе России (жанры аналитического обзора и экспертного мнения) // Quaestio Rossica. 2017. Т. 5, № 4. С. 1178–1196. https://doi.org/10.15826/qr.2017.4.274
- Балашова Л. В. Русская метафорическая система в развитии: XI–XXI вв. М. : Рукописные памятники Древней Руси ; Знак, 2014. 632 с. (Studia Philologica).
- Вальковский М. А. Процесс трансформации жанров в цифровой медиасреде: характер, факторы и пределы // Журналистика – медиалогия – наставничество : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 1 марта 2019 г.). Минск : БГУ, 2023. С. 272–276.
- Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. М. : Наука, 1988. С. 11–26.
- Дегальцева А. В., Сиротинина О. Б. Изменения в информационных и аналитических жанрах современных СМИ // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. 155–165. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-182-38-155-165
- Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М. : Едиториал УРСС, 2005. 288 с.
- Доржиева Д. Ц. К вопросу о типе текста «Аналитическая статья» // Научный диалог. 2017. № 2. С. 32–43.
- Каминская Т. Л., Ерохина О. В. Экспертный медиаконтент: создание и использование в современных медиа // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12, № 1. С. 24–40. https://doi.org/10.17150/23086203.2023.12(1).24-40
- Ким М. Н. Жанры современной журналистики СПб. : Изд-во Михайлова, 2004. 336 с.
- Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002. 164 с.
- Ковальчук Л. П. Взаимодействие интернет-контента и СМИ для привлечения молодежной аудитории к проблемам региона // Пользовательский контент в современной коммуникации : материалы I междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 22–23 апреля 2021 г.). Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2021. С. 39–42.
- Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста : учебник / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб. : Общество «Знание», 2000. С. 125–168.
- Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М. : Аспект Пресс, 2011. 320 с.
- Ляпун С. В. Смена приоритетов в жанровой системе периодической печати постсоветского периода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 3. С. 72–76.
- Манаенко С. А. Аналитические тексты массовой коммуникации: функции вводных конструкций // Когнитивные исследования языка. 2017. № 31. С. 201– 210.
- Никонова Е. А. Функциональный аспект аналитической статьи (на примере англоязычного политического дискурса) // Филологические науки в МГИМО. 2019. Т. 18, № 2. С. 5–11. https://doi.org/10.24833/24102423-2019-2-18-5-11
- Окунева И. О. Виды и роль метафоры в печатных СМИ России, Великобритании, США и Канады (на материале газетных статей, посвященных проблеме взаимоотношений между государством, обществом и прессой) // Политическая лингвистика. 2010. № 4. С. 135–145.
- Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М. : Академический проект, 2007. 528 с.
- Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы. М. : Издательский Дом ЯСК, 2018. 391 с.
- Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М. : Аспект Пресс, 2010. 352 с.
- Тертычный А. А. Аналитические жанры в публичном диалоге. М. : Пульс, 2002. 40 c.
- Тюнина Е. В. Специфика освещения санкций в российских онлайн-СМИ // Наука и школа. 2023. № 2. С. 43–56. https://doi.org/10.31862/1819-463X-20232-43-56
- Упоров И. В. Цифровизация журналистики и основные тенденции ее развития // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 25–26 апреля 2019 г.) : в 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 83–88.
- Чудинов А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2012. № 2 (40). С. 53–59.
- Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 176 с.
- Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М. : Флинта ; Наука, 2006. 256 с.