Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Карабыков А. В. Анафема: трансформация жанра в секулярную и постсекулярную эпохи // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 4 (36). С. 262-271. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-262-271, EDN: VFFBTK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 300)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’27
EDN: 
VFFBTK

Анафема: трансформация жанра в секулярную и постсекулярную эпохи

Авторы: 
Карабыков Антон Владимирович, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Аннотация: 

Цель статьи – дать очерк тех многосторонних изменений, которым подвергся речевой жанр анафемы в русской культуре XIХ–XXI вв., и пролить свет на их причины. Так как анафема принадлежит к сакральным перформативам, прагматическая успешность которых прямо зависит от набора метафизических воззрений, свойственных Средневековью, – то на примере данного жанра в общих чертах прослеживается судьба всей этой подсистемы в условиях глобальных духовных сдвигов Модерна и Постмодерна. Доказывается, что, хотя анафема не вышла из употребления в Русской церкви, она претерпела жанровую консервацию в одном направлении и гибридизацию в другом, а также серьёзное теологическое переосмысление. Этот последний процесс начался после отлучения от Церкви Л. Н. Толстого (1901) – события, имевшего необычайный резонанс в начале ХХ в. В связи с ним анализируется «Определение Святейшего Синода» – ключевой перформатив, которым было создано это событие и который стал новой вехой в жанровой истории русско-православной анафемы. Показывается, что этот, как и последующие документы данного типа, в своей жанровой специфике определялись мировоззренческим фоном эпохи, памятью жанра и рядом второстепенных факторов.

Благодарности: 
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-011-00622 «Философия как действие: прагматика текстового поведения». Research for this work was supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 20-011-00622 “Philosophy as action: the pragmatics of textual conduct”.
Список источников: 
  1. Aurelius Augustinus. De correptione et gracia liber // S. Aurelii Augustini. Opera omnia. Editio Latina. PL 44. URL: https://www.augustinus.it/latino/correzione_ grazia/index.htm (дата обращения: 16.08.2021).
  2. Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина // П. Паламарчук (сост.). Анафема. История и ХХ век. М. : Издательство Сретенского монастыря, 1998. C. 398–399.
  3. Арутюнова Н. Д. Перформативы // Языкознание: Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 372–373.
  4. Афанасьев Н. Вступление в Церковь // Шмеман А. Водою и духом. Афанасьев Н. Вступление в Церковь. М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004. С. 194–445.
  5. Басинский П. В. Лев Толстой: Свободный человек. М. : Молодая гвардия, 2017. 302 с.
  6. Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. 2. София : Болгарская АН, 1987. 308 с.
  7. Блаженный Феодорит. История боголюбцев, или повествование о святых подвижниках. М. : Паломник, 1996. 233 с.
  8. Гаврюшин Н. К. «Меня официально провозгласили неправославным»: архиепископ Никанор (Бровкович). URL: https:/ / minds . by / news / menya ofitsial - no - provozglasili - nepravoslavny - m - arhiepiskop nikanor- brovkovich#.YXbwwXpn3Gg (дата обращения: 19.10.2021).
  9. Иоанн Златоуст. Слово об анафеме (проклятии) // Что такое анафема. М. : Издательство «ДАРЪ», 2006. С. 215–229.
  10. Иоаннъ Шаховской, архим. Толстой и Церковь. Берлин: Ихтисъ, 1939. 203 с.
  11. Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель. М. : Институт русской цивилизации, 2011. 432 с.
  12. Каверин Р., архим. Об анафеме // Что такое анафема. М. : Издательство «ДАРЪ», 2006. С. 311–316.
  13. Капуто Дж. Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос. 2011. № 3 (82). С. 186–205.
  14. Карабыков А. В. Культурно-коммуникативный механизм и формы осуществления перформативности в истории культуры : дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2014. 347 с.
  15. Карабыков А. В. Логос и глагол. Символ, слово, речевое действие в культуре христианского Средневековья. СПб. : ИЦ «Гуманитарная академия», 2013. 352 с.
  16. Кураев А., диак. Что значит отлучение от Церкви // Что такое анафема. М. : Издательство «ДАРЪ», 2006. С. 245–311.
  17. Максимович К. А. Анафема // Православная энциклопедия. Т. 2. М. : Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2001. С. 274–279.
  18. Никитин В. Отлучение // П. Паламарчук (сост.). Анафема. История и ХХ век. М. : Издательство Сретенского монастыря, 1998. C. 297–309.
  19. Определенiе Святейшаго Сѵнода, отъ 20–22 февраля 1901 года № 557, съ посланiемъ вернымъ чадамъ Православныя Грекороссiйскiя Церкви о графе Льве Толстомъ // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшемъ Правительствующемъ Сѵноде. № 8. 24 Февраля 1901 года. CПб. : Сѵнодальная Типографiя, 1901. С. 45–47. URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/document/opredelenie-svyatejshego-sinoda.htm (дата обращения: 20.09.2021).
  20. Ореханов Г., прот. Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы. М. : Эксмо, 2016. 608 с.
  21. Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов // Остин Дж. Избранное. М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 13–135.
  22. Ответ митрополита Антония графине С. А. Толстой // П. Паламарчук (сост.). Анафема. История и XX век. М. : Издательство Сретенского монастыря, 1998. C. 293–295.
  23. Розанов В. В. Л. Н. Толстой и Русская Церковь // Исупов К. Г. (сост.) Л. Н. Толстой: pro et contra. Антология. СПб. : Издательство РХГА, 2000. С. 426–436.
  24. Розанов В. В. Об отлучении гр. Л. Толстого от Церкви // Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М. : Республика, 1992. С. 290–291.
  25. Сухотин М. С. Лев Толстой // Макашин С. А. (ред.) Литературное наследство. Т. 69. Кн. 2. М. : Изд-во АН СССР, 1961. С. 141–236.
  26. Толстой Л. Н. Ответ на определение Синода от 20–22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 34. М. : Художественная литература, 1952. С. 245–253.
  27. Указ запрещенному в священнослужении священнику Василию Андреевичу Время. URL: http://cerkva.kharkov.ua/novini/ukr/836.html (дата обращения: 26.09.2021).
  28. Фирсов С. Л. Церковь в Империи. Очерки из церковной истории эпохи Императора Николая II. М. : Держава, Сатисъ, 2007. 460 с.
  29. Чехов А. П. Письмо Н. П. Кондакову // Чехов А. П. Полное собрание сочинений: в 30 т. Письма: в 12 т. Т. 9. М. : Художественная литература, 1950. С. 213.
  30. Чумакова Т. Новое русское Средневековье // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). С. 228–238.
Поступила в редакцию: 
02.11.2021
Принята к публикации: 
15.01.2022
Опубликована: 
30.11.2022