• English
  • Русский

Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации

Статья посвящена описанию веб-лекции как одного из востребованных жанров интернет-коммуникации, быстро набирающего свою популярность. Исследования устных жанров интернет-коммуникации еще только начинаются, что обусловливает актуальность лингвистического обращения именно к этой категории жанров Интернета. Целью исследования является жанровая характеристика веб-лекции, а именно: характеристика данного жанра согласно разработанной нами модели жанра, включающей медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковыесоставляющие. Эмпирический материал исследования составляют полученные методом случайной выборки веб-лекции на русском и английском языках, предложенные с помощью сервисов AdobeConnect и My.webinar.ru, а также на известных платформах массовых открытых онлайн-курсовcoursera.org и openedu.ru. На основе комплексного лингвистического анализа собранного материала в статье дается характеристика веб-лекции как монологического синхронного мультимедийного представления лектором материала онлайн-слушателям, осуществляемого с помощью специального оборудования и программного обеспечения. Выявлено, что веб-лекция бытует в прототипической (синхронной) и периферийной (записи лекций) разновидностях. Анализ веб-лекции, проведенный в статье, позволяет не только представить характеристику одного из жанров интернет-коммуникации, но и выявить те жанровые особенности, которые могут быть свойственны другим устным жанрам Интернета: синхронность, пространственная дистанцированность, интерактивность (даже в монологической реализации), мультимедийность.

Литература
Bittner J. Digitalität, Sprache, Kommunikation. Eine Untersuchung zur Medialität von digitalen Kommunikation-sformen und Textsorten und deren varietätenlinguistischer Modellierung. Berlin : Erich Schmidt Verlag, 2003. 324 S.
Bomsdorf B. Adaptation of Learning Spaces : Supporting Ubiquitous Learning in Higher Distance Education //Mobile Computing and Ambient Intelligence : The Challenge of Multimedia : Dagstuhl Seminar Proceedings 05181. Hagen, 2005. URL: http://drops.dagstuhl.de/opus/volltexte/2005/371/pdf/05181.BomsdorfBirgi... (дата обращения: 20.03.2018).
Crystal D. Language and the Internet. Cambridge : Cambridge University Press, 2001. 316 p.
Koch P., Oesterreicher W. Sprache der Nähe - Sprache der Distanz. Mündlichkeit und Schriftlichkeit im Spannungsfeld von Sprachtheorie und Sprachgeschichte // Romanistisches Jahrbuch. 1985. № 36. S. 15-43.
Orlikowski W. J., Yates J. Genre Systems : Structuring Interaction through Communicative Norms. Cambridge, Massachusetts, 1998. URL: http://ccs.mit.edu/papers/CCSWP205 (дата обращения: 12.07.2018).
Аврамова А. Г. Электронный дискурс в зеркале оппозиции «устный»/«письменный» // Вестник МГУ. Сер. 19 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. № 3. С. 119-126.
Гайнутдинов Р. Г. Развитие лекции как формы организации обучения в высшей школе в условиях информатизации образования // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 157-163.
Горошко Е. И. Лингвистика Интернета : формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе / под ред. А. Г. Пастухова. Орел : Картуш, 2007. Вып. 5. С. 223-237.
Елагина О. Б., Шумилина И. В. Использование технологии вебинара для отработки профессиональных компетенций на курсах повышения квалификации преподавателей // Педагогические и информационныетехнологии в образовании. 2014. № 13. С. 2.
Калинина С. Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 2(41). С. 291-295.
Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс : социолингвистический аспект : дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 189 с.
Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.
Олешков М. Ю. Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2006. № 3. С. 16-30.
Прохорова С. Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 83-86.
Соломоник А. Логики знаковых систем разных типов (на примере логик высказывания и жанров речи) // Жанры речи. 2018. № 1(17). С. 6-20.
Титова С. В., Талмо Т. Создание модели интерактивной лекции с помощью мобильной системы голосования SRS // Вестник МГУ. Сер. 19 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 3. С. 49-63.
Трошева Т. Б. Устная речь // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М. : Флинта ; Наука, 2006. С. 567-569.
Формановская Н. И. Речевое взаимодействие : коммуникация и прагматика. М. : Икар, 2007. 480 с.
Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88-98.
Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Помор. ун-т, 2009. 238 с.
Щипицина Л. Ю. Лингвистическое преломление технических характеристик компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 98-104.
стр. 215
Текст в формате PDF:
(downloads: 15)