Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


устная речь

ВАРИАНТНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ УСТНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ЖАНРА

В статье на материале диктофонных записей аспирантов технических специальностей рассматриваются особенности устной научной речи, учитываются её значимые признаки (информативность, подготовленность, официальность, монологичность, адресованность) и прагматическая ситуация, экстралингвистические факторы. На основе проведённого эксперимента доказывается, что рассказ о научной работе можно считать особым жанром научной речи, близким к научно-популярной и учебной разновидности.

СПЕЦИФИКА УСТНОГО НОВОСТНОГО ЖАНРА

В статье рассмотрена специфика устного новостного жанра, особое внимание обращено на его отличия от письменной формы новостного жанра. Выделенные особенности связываются не только с общими закономерностями устной формы речи, но и с тем, что это устная речь в официальном опосредованном дистантном общении, накладывающем свои ограничения на её восприятие адресатом. Подчеркнуто, что журналист чаще всего не знает этих особенностей, из-за чего они условно названы в статье «подводными камнями», или забывает о них в момент говорения.

Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации

Статья посвящена описанию веб-лекции как одного из востребованных жанров интернет-коммуникации, быстро набирающего свою популярность. Исследования устных жанров интернет-коммуникации еще только начинаются, что обусловливает актуальность лингвистического обращения именно к этой категории жанров Интернета. Целью исследования является жанровая характеристика веб-лекции, а именно: характеристика данного жанра согласно разработанной нами модели жанра, включающей медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые составляющие.

Жанр лекции и его современные разновидности

В данной статье нами были рассмотрены современные жанровые разновидности лекции (учебные, публичные, игровые околонаучные) на материале собственных расшифровок русскоязычных и англоязычных видеозаписей YouTube. Было выявлено, что основной особенностью функционирующего в Интернете лекционного дискурса является готовность оратора принять во внимание интересы своих реальных и многочисленных возможных слушателей, чтобы удержать их внимание на протяжении всего выступления.