Для цитирования:
Галичкина Е. Н., Акимова О. В. Игровой стрим как интернет-жанр // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 4 (48). С. 456-465. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-4-48-456-465, EDN: YUNLBL
Игровой стрим как интернет-жанр
Исследование посвящено описанию речевого жанра игровой стрим, под которым понимается сложное жанровое образование, порожденное интенцией ведущего онлайн-трансляции (стримера) демонстрировать аудитории процесс компьютерной игры и взаимодействовать с ней в режиме реального времени. Актуальность и научная новизна исследования обусловлены необходимостью описания жанрового многообразия интернет-дискурса, установления конститутивных признаков, структурных, семантических и прагматических характеристик игрового стрима как нового жанра интернет-дискурса. Материалом для анализа послужили 13 каналов игровых стримеров на русском языке. Общая длительность проанализированного материала 120 часов. В результате исследования уточняется наименование жанра «стрим», рассматривается содержание лексемы «стрим», выявляются типы стримов: вербальные, визуальные, полимодальные (на основе семиотического критерия), информативные, рекреативные (на основе прагматического критерия), демонстративные, недемонстративные (на основе презентационного критерия), персональные, коллективные (по количеству ведущих онлайн-трансляцию). Моделирование жанра «игровой стрим» осуществляется на основе разработанных Е. И. Горошко и Е. А. Жигалиной параметров. В результате исследования выявлены коммуникативные цели данного жанра, типы адресантов, ведущих онлайн-трансляцию (профессионал и любитель), типы адресатов игрового стрима (официальный и неофициальный). Установлены конститутивные признаки жанра игровой стрим, к которым относятся интерактивность, металюдичность, поликодовость, синхронный, публичный массовый характер, устно-письменная форма реализации языка. Проведенный анализ позволил выделить языковые особенности игрового стрима как речевого жанра (использование игрового жаргона, компьютерного, молодежного сленга, реалий компьютерных игр, лексики с позитивной и негативной оценочной семантикой, инвективной и обсценной лексики, англицизмов).
- Chou Shih-Wei, Nguyen Trieu. Understanding donation intention in live-streaming from dedication and constraint perspectives // Proceedings of The International Conference on Electronic Business. 2022. № 22. P. 714– 719.
- Ensslin A. Discourse of Games // The International Encyclopedia of Language and Social Interaction. Ch. Discourse of Games / eds. K. Tracy, C. Ilie, T. Sandel. John Wiley & Sons, 2015. № 05. P. 406–411.
- Gong Mingchuan, Bao Xin, Wagner C. Why viewers send paid gifts: The role of social influence on massively multiplayer online games live streaming // Information Processing & Management. 2023. Vol. 60, iss. 4. Art. 103371. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2023.103371
- Hamilton W. A., Garretson O., Kerne A. Streaming on twitch: Fostering participatory communities of play within live mixed media // CHI’14: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2014. P. 1315–1324. https://doi.org/10.1145/2556288.2557048
- Li Chenhao, Zhang Jing, Yao Jiacheng. Streamer action recognition in live video with spatial-temporal attention and deep dictionary learning // Neurocomputing. 2021. Vol. 453. P. 383–392. https://doi.org/10.1016/j.neucom.2020.07.148
- Macmillan English Dictionary Online. URL: https://www.dictionary.com/browse/stream (дата обращения: 15.01.2024).
- Ma Linye, Gao Shuqing and Zhang Xiaoyan. How to Use Live Streaming to Improve Consumer Purchase Intentions: Evidence from China // Sustainability. 2022. Vol. 14, iss. 2. Art. 1045. https://doi.org/10.3390/ su14021045
- Mu Hu, Zhang Mingli, Wang Yu. Why do audiences choose to keep watching on live video streaming platforms? An explanation of dual identification framework // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 75. P. 594–606. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.06.006
- Oxford Learner’s Dictionaries. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/stream1?q=... (дата обращения: 15.01.2024).
- Twitch Tracker. URL: https://twitchtracker.com/ channels/ranking/russian/personality (дата обращения: 20.02.2024).
- Баженова Е. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4 (20). С. 125–131.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / пер. с англ. А. Д. Шмелева ; под ред. Т. В. Булыгиной. М. : Языки русской культуры, 1999. 790 с.
- Горелов О. С. Стрим как метапоэтический перформанс // Вестник Ивановского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. 2022. № 4. С. 5–14. https://doi.org/10.46726/H.2022.4.1
- Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105–123.
- Горошко Е. И. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 119–127.
- Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 92–100. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-1-1592-100
- Дементьев В. В. Интернет-анекдоты: некоторые структурные типы // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 118–135. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-115-118-135
- Дубровская Т. В. Жанр онлайн-петиции в контексте феминистского дискурса // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 111–117. https://doi.org/10.18500/2311-07402017-1-15-111-117
- Зиновьева Н. А. Игровые стримы и летсплеи: перспективы социологического анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 4. С. 460–475. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.407
- Канал стримера А. Шальчинова «VooDooSh». URL: https://www.twitch.tv/voodoosh?lang=ru
- Канал стримера Артема «Artyom First». URL: https://www.youtube.com/channel/UCYBuq_0n2yhyf8POE 1FaAmA
- Канал стримера В. Синотова «silvername». URL: https://www.twitch.tv/silvername?lang=ru
- Канал стримера Д. Куплинова «Kuplinov Play». URL: https://www.youtube.com/channel/UCdKuE7a2QZe HPhDntXVZ91w
- Канал стримера И. Гитмана «guit88man». URL: https://www.twitch.tv/guit88man
- Канал стримера М. Левенко «UncleBjorn». URL: https://www.twitch.tv/unclebjorn
- Канал стримера Т. Хафизова «ТраВоМаН». URL: https://www.twitch.tv/tpabomah
- Крылов Ю. В., Стексова Т. И. Новые жанры интернет-коммуникации (на примере демотиватора и мема) // Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 53–61. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-1-25-53-61
- Лутовинова О. В. Шейминг как речевой жанр // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 3 (35). С. 212–219. https:// doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-212-219
- Мирошник М. А. Формирование стрима как нового медиаформата распространения информации и взаимодействия с аудиторией. Игровые и неигровые стримы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 76–82. https://doi.org/10.47475/20700695-2022-10210
- Моисеенко А. В. Характеристика жанра электронных новостных заметок // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 1 (33). С. 66–73. https://doi.org/10.18500/23110740-2022-17-1-33-66-73
- Новый большой англо-русский словарь / под общим руководством акад. Ю. Д. Апресяна. URL: https://1532.slovaronline.com/search?s=%D1%81% D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BC (дата обращения: 15.01.2024).
- Онуприенко К. А. Семиотические аспекты новых медиаформатов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41, № 3. С. 463–472. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-463-472
- Часовский Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 2 (61). С. 124– 127.
- Щипицина Л. Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215–226. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-323-215-226