Для цитирования:
Веселкова Т. В. Жaнрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов) // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 3 (43). С. 247-255. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-247-255, EDN: LXJXTJ
Жaнрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов)
Статья посвящена относительно новому жанру речи – самопрезентации. Исследование проводится на материале самопрезентаций студентов-нефилологов географического, социологического, биологического, механико-математического факультетов, факультета компьютерных наук и информационных технологий, Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и филологов, обучающихся в Институте филологии и журналистики. Цель исследования – выявление жанровых черт этих текстов. В ходе многоаспектного анализа самопрезентаций выявлены жанрообразующие черты, наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, которые позволяют сделать вывод о том, что самопрезентация студента – синтетический речевой жанр, преследующий информативные, императивные, оценочные цели. Также можно отнести его к жанру-реакции. Жанр самопрезентации взаимодействует с другими речевыми жанрами, как правило, в самопрезентацию включаются призыв, послание, благодарность. Бакалавры и специалисты выбирают стратегию – желание понравиться, казаться привлекательным для окружающих, магистранты – самопродвижение, саморекламу, доказывая профессиональную компетентность. Выбор данных стратегий связан с базисными характеристиками, которые автор определяет для себя как существенные: у магистрантов – карьера, у бакалавров и специалистов – семья, в которой они живут, и положительные качества личности. Представлен обзор форм самопрезентаций студентов. Примерами нетипичной самопрезентации являются тексты в стихотворной форме и сказки, в которых в качестве средств воздействия на аудиторию выступают словесно-логические и эмоционально-экспрессивные элементы речи. Ирония, шутка, игра слов удачно используются в самопрезентациях студентов, но в целом степень серьёзности очень высока, в большинстве своём самопрезентации являются вариантом деловой коммуникации. В работах студентов всех специальностей, кроме филологов, продуктивным и частотным является риторический приём – использование цитаты и ссылки на мнение известных людей, филологи используют лирические раздумья.
- Leary M. R. Self-presentation: Impression Management And Interpersonal Behavior (Social Psychology Series). Brown & Benchmark Publishers, 1995. 246 p.
- Абросимова А. В. Отчёт о производственной практике как речевой жанр // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 267–272. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-424-267-272
- Анисимова А. Т. Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах // Жанры речи. 2021. № 2 (30). С. 109–117. https://doi.org/10.18500/23110740-2021-2-30-109-117
- Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Речевая компетенция менеджера : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. 480 с.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М. : Худож. лит., 1990. 543 с.
- Веселкова Т. В. Самопрезентация студентовнефилологов: речежанровые и лингвистические характеристики // Жанры речи. 2021. № 3 (31). С. 198–206. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-3-31-198-206
- Винокур Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании / отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. Т. 1. Коммуникативно-прагматический аспект. М. : Наука, 1993. С. 5–29.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : Канон-пресс, 2000. 304 с.
- Дементьев В. В. Персонологическая генристика // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 7. Жанр и языковая личность. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. С. 5–25.
- Елина Е. Г. Устный рассказ студента-активиста как речевой жанр // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 193–199. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-3-23-193-199
- Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М. : Знание, 1988. 64 с.
- Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченок ; под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МГУ. 1994. 495 с.
- Курьянович А. В. Когнитивная сущность речевого жанра самопрезентация в эпистолярном дискурсе М. И. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 5 (56). С. 144–146.
- Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.
- Олянич А. В. Презентационная теория дискурса : монография. Волгоград : Парадигма, 2004. 507 с.