Для цитирования:
Щипицина Л. Ю. Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 2 (38). С. 175-185. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-175-185, EDN: ITLMFS
Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока
Статья посвящена обоснованию, определению и жанровой характеристике одной из новых сфер интернет-коммуникации – учебному онлайн-дискурсу, который приобретает все большую значимость в современной образовательной практике вследствие различных общественных процессов и технологического развития общества, но предметом лингвистического и жанрового анализа до сих пор не становился. Применяя методы наблюдения и сравнения различных жанров, складывающихся в онлайн-обучении и иллюстрируемых онлайн-дискурсом по изучению иностранных языков, и беря за основу анализа модель жанра интернет-коммуникации, включающую медийные, прагматические, структурные и языковые параметры, мы предложили определение учебного онлайн-дискурса как коммуникативной деятельности по формированию предметных знаний и умений обучающихся, опосредованной цифровыми технологиями. Как представляется, в определение вида дискурса и отдельных жанров важно включать ведущие медийные и прагматические параметры соответствующей разновидности дискурса или его единицы. Среди жанров учебного онлайн-дискурса логично выделить асинхронные (ориентированные на письменный формат речи) и синхронные (устные). Примерами первых является учебный сайт и его виды (учебный сайт как отдельный курс уроков, учебный сайт как часть персональной страницы, учебный сайт как часть портала), вторая разновидность иллюстрируется синхронным онлайн-уроком, его видеозаписью и записанным видео-занятием. Разным жанрам учебного онлайн-дискурса свойственна эксплицированность шагов занятия, а в их структуре выделяются две составляющих: инструктивная, для которой характерна адресованность, директивность и использование компьютерной лексики, а также предметная (объяснительная) составляющая, в которой отметим использование лексики изучаемой предметной сферы и тематической лексики.
- Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 13, № 1. Article 11. URL: https://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html (дата обращения: 03.03.2022).
- Khine M. S. Strategic Use of Digital Learning Resources in Designing E-Lessons // International Journal of Instructional Media. 2006. Vol. 33, № 2. P. 127–134.
- Kozar O. Discursive practices of private online tutoring websites in Russia // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2015. Vol. 36, № 3. P. 354– 368. https://dx.doi.org/10.1080/01596306.2013.871238
- Smyshlyak K. V. ESL/EFL Online lesson development (based on SkyEng practices and techniques) // Professional Discourse & Communication. 2020. Vol. 2, iss. 4. P. 81–95. https://doi.org/10.24833/2687-0126-20202-4-81-95
- Sujata U. Face to Face vs. Online Instruction: An Analysis // Psychology, Society & Education. 2021. Vol. 2. P. 5128–5133. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.3069
- Sun S. Y. H. Using patterns-based learning design for CALL tasks // Computer Assisted Language Learning. 2020. https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1657902
- Афанасьева А. А. Создание интерактивных онлайн-уроков на платформе CORE // Интернет-технологии в образовании: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2020. С. 98–105.
- Гончар Н. Н. Характеристика основ учебного дискурса в рамках взаимодействия его конституэнтов (обучающий-текст-обучаемый) // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2011. Вып. 1. С. 195–199.
- Григорьева К. С., Яхина Р. Р. Конструкторы сайтов как средство повышения мотивации в рамках предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 4 (42). С. 81– 88.
- Данилов О. Е. Учебные сайты для школьников и студентов // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 540–544. URL: https://moluch.ru/archive/77/13130/ (дата обращения: 02.03.2022).
- Дементьев В. В. «Анкета речевого жанра» Т. В. Шмелёвой: прошлое, настоящее, будущее (к 30-летию жанроведческой модели) // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 252–262. https://doi.org/10.18500/2311-07402020-4-28-252-262
- Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. Т. 1, № 2. С. 52– 56.
- Клименко Н. Е. Возможности системы CORE для создания интерактивных онлайн-уроков. Реализация метода смешанного обучения на уроках английского языка при изучении наиболее трудных грамматических тем на средней ступени обучения // Педагогический форум. 2021. № 1 (7). С. 30–34.
- Марчук С. В. Учебный сайт как эффективный инструмент повышения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 42–52. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1905.05
- Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 238–245. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245
- Олешков М. Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. С. 62–71.
- Попова Л. А. Интерактивный рабочий лист как средство дистанционной поддержки школьника в процессе обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 5. С. 271– 277.
- Щипицина Л. Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215–226. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-323215-226
- Щипицина Л. Ю. Жанровая модель компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. Вып. 11 (67). С. 225–230.