Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Халиков М. М. Зрелищно-игровые аспекты речевых жанров: надписи на футболках // Жанры речи. 2020. № 2 (26). С. 118-127. DOI: 10.18500/2311-0740-2020-2-26-118-127

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 317)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111
EDN: 
ZIPRAU

Зрелищно-игровые аспекты речевых жанров: надписи на футболках

Авторы: 
Халиков Магомед Магомедович, Самарский государственный университет путей сообщения
Аннотация: 

В статье обосновывается тезис о релевантном социосемиотическом позиционировании надписей на футболках в системе современных массовых коммуникаций и вытекающей отсюда правомер­ности их включения в класс исследовательских объектов теории языка и дискурсивных практик. Показано, что исследуемые тексты маркирова­ны в двояком отношении как проявления жанро­во­-функциональной системности социокоммуни­кативной практики. С одной стороны, они ил­люстрируют тенденцию к формированию зрелищно­-игрового модуса функционирования языка в процессах современной коммуникации, с другой – интегрируются с корпусом вербальных и невер­бальных средств фатической коммуникации, спе­циализированных на функции коммуникативной адаптации пространства социальных контактов. Выделяется ряд особенностей, характеризующих знаково­-коммуникативную природу указанных тек­стов: их роль в структурировании физического пространства и генерировании информационных потоков, усложненность плана выражения, поли­модальность, референционно­-прагматическая ам­бивалентность. Проводится анализ релевантных реализаций категории субъекта дискурса. показа­но, что для данной категории текстов, помимо имманентно имплицируемых функциональных ро­лей автора и адресата, актуальна субъектная позиция демонстратора текста. Рассматрива­ется проблема интенциональной структуры ис­следуемых текстов. она диффузна и контекстно детерминирована, неисчерпаема в аспекте де­тализации. в качестве инвариантных системно­-значимых (парадигмальных) интенциональных характеристик таких текстов выделяются ком­муникативная контекстуализация пространства социальных контактов, игровые гедонистические эффекты, репрезентация экзистенциального опы­та и социокультурных ценностей.

Список источников: 
  1. Иванова Т. Е. Alma mater, laudamus nomen tuum («Альма матер, славим имя твое») : Лингвосемиотика креолизованных текстильных инскрипций университетов мира // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2018. № 5(128). С. 150–154.
  2. Калмыкова В. В. Эстетические воззрения А. Д. Синявского // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 135–152.
  3. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 390 с.
  4. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М. : Гнозис, 2003. 280 с.
  5. Мамардашвили М. K. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М. : Лабиринт, 1996. 432 с.
  6. Мартынова Е. М. Вербальная коммуникация посредством вестиментарного облика // Вестн. Черепов. гос. ун-та. 2019. № 1 (88). С. 77–85.
  7. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса. М. : Гнозис, 2007. 507 с.
  8. Пиргов К. С. Забота о своей духовности, или техника скриптизации индивидуальной жизни // Vita Сogitans : Альманах молодых философов. Вып. 4. СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2004. С. 75–107.
  9. Почепцов Г. Г. Семиотика. М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 2002. 432 с.
  10. Северская О. И. Поэтическая фотография // Русская речь. 2011. № 4. С. 25–30.
  11. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст : семантика и структура. М. : Наука, 1983. С. 227–284.
  12. Халиков М. М. Текстиль и тексты : семиотика надписей на футболках // Поволж. пед. вестн. 2015. № 2 (7). С. 140–147.
  13. Шаховский В. И. Эмоции и коммуникативное игровое пространство языка // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков : Человек и его дискурс. М. : Азбуковник, 2003. С. 46–56.
  14. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм : «за» и «против». М. : Прогресс, 1975. С. 193–230.
Поступила в редакцию: 
16.05.2019
Принята к публикации: 
16.09.2019
Опубликована: 
01.06.2020