Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Темиргазина З. К., Абзулдинова Г. К., Сагынтаева Ж. К. Жанр проклятия ‘қарғыс’ в казахском языке: вера в магическую силу слова сохраняется до сих пор? // Жанры речи. 2023. Т. 18, вып. 2 (38). С. 110-117. DOI: 10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-110-117, EDN: VHAOGM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 404)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.512.122’373’47
EDN: 
VHAOGM

Жанр проклятия ‘қарғыс’ в казахском языке: вера в магическую силу слова сохраняется до сих пор?

Авторы: 
Темиргазина Зифа Какбаевна, Павлодарский педагогический университет
Абзулдинова Гульсум Кенжебековна, Павлодарский педагогический университет
Сагынтаева Жулдуз Кайратовна, Павлодарский педагогический университет имени Алькея Маргулана
Аннотация: 

Речевой жанр проклятия, анализируемый в статье, относится к древнейшим жанрам устной коммуникации в казахской культуре. Он основан на вере в магическую функцию слова, в способность принести вред и зло проклинаемому с помощью магических сил. Қарғыс – это паттерн, его устойчивые вербальные формулы сохраняются в языковом сознании современных носителей языка, несмотря на то что архаические основы паттерна могут не полностью осознаваться ими. Целью статьи является анализ специфики пропозиционального устройства жанра проклятия в казахском языке, типологизация по характеру наносимого адресату вреда и зла, выявление некоторых культурно-языковых и прагматических особенностей этого речевого жанра. Так, например, для осуществимости и силы воздействия қарғысов важен статус проклинающего и проклинаемого – возрастной, семейный, социальный. Значима и принципиальна объективация в қарғысе глагольного предиката, даже усеченные формы сохраняют его. Актанты в структуре пропозиции проклятия факультативны, их элиминация осуществляется на различных семантико-прагматических основаниях. В казахском языке предусмотрены формулы противодействия деструктивному жанру проклятия, включающие в себя формулу лишения силы проклятия и формулу его возврата проклинающему. 

Список источников: 
  1. Blank Sh. H. The curse, blasphemy, the spell, and the oath // Hebrew Union College Annual. 1950–1951. Vol. 23, № 1. Р. 73–95.
  2. Fensham F. Ch. Salt as Curse in the Old Testament and the Ancient Near East // The Biblical Archaeologist. 1962. Vol. 25, № 2. Р. 48–50.
  3. Jay T. Why We Curse. A neuro-psycho-social theory of speech. Massachusetts College of Liberal Arts, North Adams, Massachusetts, 2000. 328 p.
  4. Labov W. Sociolinguistic Patterns. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1972. 314 p.
  5. Temirgazina Z., Akosheva M., Yrysgul S., Shaharman A., Kurmanova Z., Kairova M. Metaphors in Anatomical Terminology // Space and Culture, India. 2019. Vol. 7, № 1. Р. 143–153. https://doi.org/10.20896/saci.v7i1.528
  6. Temirgazina Z. Effective communicative strategies and tactics in verbal aggression situations // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 24, № 6. Р. 822– 825.
  7. Бaйдaулетовa Н. Р., Кенжебaевa A. А. Благопожелание как особый жанр устно-речевого дискурса (на основе материалов кaзaхского и китайского языков) // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. 2016. № 3 (78). С. 82–85.
  8. Байдуллаева Р. Ш., Айнабеков Н. Б. Благопожелания и проклятия как языковая универсалия (контрастивно-прагматический анализ) // Вестник науки Южного Казахстана. 2018. № 4 (4). С. 225–231.
  9. Балашова Л. В. Речевые жанры в русской идиоматике (семантический и концептуальный аспекты) // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 6–29. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2017-1-15-6-29
  10. Бектаев К. Б. Үлкен қазақша – орысша , орысша – қазақша сөздік. Алматы : Алтын қазына, 2001. 704 б.
  11. Березович Е. Л., Сурикова О. Д. К реконструкции лексического состава русских народных проклятий: общая характеристика предиката проклятия // Jezikoslovni zapiski. 2017. № 2 (23). S. 67–81.
  12. Бопaйұлы Б. Қaзaқтың aлғыстaры мен қaрғыстaры. Aлмaты : Бaстaу, 2003. 112 б.
  13. Виноградова Л. Н., Седакова И. А. Проклятие // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого: в 5 т. Т. 4. М. : Международные отношения, 2009. С. 286–296.
  14. Виноградова Л. Н. Формулы угроз и проклятий в славянских заговорах // Заговорный текст: Генезис и структура. М. : Индрик, 2005. С. 425–440.
  15. Кеңесбаев І. К. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. Алматы: Қазақпарат, 2007. 356 б.
  16. Крюкова И. В. Речевой акт проклятия и лексикограмматические средства его осуществления: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2011. 21 с.
  17. Медведева Д. В., Депутатова Н. А. Речевой акт проклятия в английском языке // Terra Linguae. 2019. № 5. С. 185–189.
  18. Оспан Б. Проклятие по-казахски: терiс бата — «благословение наоборот». 2017. URL: https://365info.kz/2017/12/proklyatie-po-kazahski-teris-batablagosloveni... (дата обращения: 12.09.2021).
  19. Темиргазина З. К., Жакупова Г. К. Гармония и дисгармония: акустическая оппозиция в ранней лирике Александра Блока // Вестник РУДН. Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12, № 1. С. 137–152. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-1-137-152
  20. Темиргазина З. К., Ибраева Ж. Б. Наблюдатель в поэтическом нарративе (на примере стихотворений П. Васильева) // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2021. № 72. С. 290–307. https://doi.org/10.17223/19986645/72/16
  21. Уахатов Б. Қазақтың халық өлеңдері. Алматы, 1974. 75 б.
  22. Уразаева К. Имя по приметам // Диапазон. 2010. URL: https://azh.kz/ru/news/view/4988 (дата обращения: 20.08.2021).
  23. Этимологический словарь тюркских языков / общ. ред. Г. Ф. Благова. М. : Языки русской культуры, 1997. 363 с.
  24. Қасқабасов С. Ойөріс. Алматы : Жібек Жолы, 2009. 303 б.
Поступила в редакцию: 
08.10.2021
Принята к публикации: 
23.12.2021
Опубликована: 
31.05.2023