Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Кожемякин Е. А., Дубровская Т. В. Жанр научной статьи в Интернете: структурно-семиотическая трансформация // Жанры речи. 2024. Т. 19, вып. 1 (41). С. 66-78. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-1-41-66-78, EDN: BZOWWQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 131)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1’38:[001:004.738.5]
EDN: 
BZOWWQ

Жанр научной статьи в Интернете: структурно-семиотическая трансформация

Авторы: 
Кожемякин Евгений Александрович, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Дубровская Татьяна Викторовна, Пензенский государственный университет
Аннотация: 

Обсуждается проблема изменений научной коммуникации, связанных с перемещением её в цифровую среду. Авторы ставят цель выявить структурно-семиотические трансформации жанра научной статьи в условиях перехода от материально-бумажного к материально-цифровому формату представления. Для этого характеристики жанра в его традиционной печатной форме сопоставляются с характеристиками статей из научных журналов, представленных на страницах электронных версий журналов. Результаты анализа показали, что изменения затронули как собственно жанровые признаки научной статьи (например, аннотация получила визуальную реализацию), так и «жанровую оболочку», т. е. инструментальный интерфейс, который обеспечивает взаимодействие реципиента с текстом. Трансформация признаков жанра научной статьи требует от ученых расширения их компетенций, когнитивных и технических, поскольку от этого зависит эффективность научной коммуникации. Со стороны получателя текста, технологический контекст научной интернет-статьи предоставляет реципиентам дополнительные возможности взаимодействия с текстом за счёт широкого использования аффордансов. Являясь «посредниками» между свойствами текста и возможностями читателя, аффордансы активно используются в процедурах смыслотранслирования. При этом научная статья становится типичным интернет-объектом, в отношении которого совершаются те же действия, что и в отношении других объектов в цифровой среде. Авторы заключают, что следующим исследовательским этапом является определение характеристик взаимодействия читателя с научной статьёй в Интернете и влияния новых жанровых признаков и аффордансов на восприятие и интерпретацию реципиентом содержания текста. 

Список источников: 
  1. Bateman J. A. Multimodality and Genre. A foundation for the systemic analysis of multimodal documents. New York : Palgrave Macmillan, 2008. 312 p.
  2. Doncheva-Navratilova O. Book review of Zapletalová, G. (2009) Academic Discourse and the Genre of Research Article, Univerzita Mateja Biela a Filozofická fakulta Ostravské univerzity, Banská Bystrica 2009. 234 p. // Discourse and Interaction. 2010. № 3 (1). P. 119–122.
  3. Graphical abstract // Инструкция по подготовке графической аннотации на сайте издательства Elsevier. URL: https://www.elsevier.com/authors/tools-andresources/visual-abstract (дата обращения: 25.01.2023).
  4. Harmon J. E., Gross A. G. The scientific article: From Galileo’s new science to the human genome. 2002. URL: https://fathom.lib.uchicago.edu/2/21701730/ (дата обращения: 25.01.2023).
  5. Kowalski G. Claim-making and claim-challenging in English and Polish linguistic discourses. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2015. 366 p.
  6. Kozhemyakin E., Dubrovskaya T. Regulating social behaviour by multimodal public signs: Semiotic pragmatics of prohibition // Multimodality, digitalization and cognitivity in communication and pedagogy / eds. N. Sukhova, T. Dubrovskaya, Y. Lobina. Cham : Springer, 2021. P. 27–48.
  7. Kress G. Multimodality. A social semiotic approach to contemporary communication. New York : Routledge, 2010. 212 p.
  8. Kuteeva M., Mauranen А. Digital academic discourse: Texts and contexts. Introduction // Discourse, Context and Media. 2018. Vol. 24. P. 1–7.
  9. Multimodal studies: Exploring issues and domains / K. L. O’Halloran, B. A. Smith, eds. New York ; London : Routledge, 2012. Vol. 2. 292 p.
  10. Sword H. Stylish academic writing. Cambridge, Massachusetts & London : Harvard University Press, 2012. 220 p.
  11. Wallwork A. English for writing research papers. New York : Springer, 2011. 325 p.
  12. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Издательский Дом ЯСК, 2022. 832 с.
  13. Белоедова А. В., Кожемякин Е. А. Мультимодальная коммуникация в фокусе исследовательской рефлексии: проблемно-ориентированный подход // Критика и семиотика. 2022. № 2. С. 54–70. https://doi.org/ 10.25205/2307-1737-2022-2-54-70
  14. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос, 2003. 173 с.
  15. Дубровская Т. В. Мультимодальный анализ в жанроведении: семиотика туристического буклета // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 250–261. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-250-261
  16. Загидуллина М. В. Типология поликодовых единств в аспекте медиалогики // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2464 (дата обращения: 25.01.2023).
  17. Иваницкая Е. В. Трансформация научного стиля в условиях меняющейся коммуникационной среды. Особенности современной научной статьи // Язык и текст. 2016. Т. 3, № 2. С. 62–75.
  18. Кибрик А. А. Русский мультиканальный дискурс. Часть I. Постановка проблемы // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 70–80.
  19. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука, 2008. 280 с.
  20. Мухина Ю. Н. Сенсорное своеобразие жанров // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 3 (35). С. 168–175. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-168-175
  21. Новикова Э. Ю. Лингвокультурная детерминация немецкоязычного научного лингвистического дискурса (жанр «научная статья») // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2022. Т. 21, № 4. С. 87–98. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.4.6
  22. Попова Т. Г. Структура испанской научно-технической статьи как первичного жанра научного дискурса // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2004. № 1 (2). С. 108–115.
  23. Фёдорова О. В. Методика регистрации движений глаз «визуальный мир»: шанс для сближения психолингвистических традиций // Вопросы языкознания. 2008. № 6. С. 98–120.
  24. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста. М. : КомКнига, 2005. 128 с.
Поступила в редакцию: 
28.01.2023
Принята к публикации: 
13.03.2023
Опубликована: 
01.03.2024