Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Анисимова А. Т. Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах // Жанры речи. 2021. № 2 (30). С. 109-117. DOI: 10.18500/2311-0740-2021-2-30-109-117

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 54)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[811.161.1+811.111]′27-057.87

Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах

Авторы: 
Анисимова Анна Тихоновна, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
Аннотация: 

Статья посвящена оценочному речевому жанру «отзыв студента о преподавателе», содержательно принадлежащего тематической области обеспечения качества в высшем образовании. Оба аспекта работы представляются актуальными как для теории речевых жанров, так и для системы высшего образования. В статье анализируется коммуникативный концепт «студенческая оценка преподавателя», связанный с исследуемым речевым жанром. выявляются, описываются и сравниваются речежанровые характеристики аксиологически ориентированных текстов отдельно взятой предметно-смысловой сферы «качество преподавания» в русской и американской лингвокультурах, предпринимается попытка классификации речежанровых форм студенческого отзыва о преподавателе. Сравнительный анализ РЖ студенческого отзыва о преподавателе в русском и американском образовательном дискурсе позволил выявить некоторые общие и национально-специфические языковые механизмы и явления. Оценочный коммуникативный концепт «студенческая оценка преподавателя» включает в себя не только эмоционально-оценочную позицию автора, но и структурно-семиотическую парадигму элементов оценки качества преподавания и отличается более высокой семиотической плотностью в американской образовательной среде. Сравнительный анализ вербальной реализации соответствующего коммуникативного концепта в отзывах американских и российских студентов позволил сделать вывод о том, что РЖ отзыва в американской культуре представляет собой отработанную речевую практику, в то время как в российской культуре данный жанр является заимствованным и находится на стадии становления.  

Список источников: 
  1. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики : сб. ст. М. : Наука, 1984. С. 5–23.
  2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М. : Наука, 1988. 341 с.
  3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 5 т. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 159–206.
  4. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М. : Наука, 1985. 228 с.
  5. Говорунова Л. Ю. Отзыв туриста как новый речевой жанр туристического интернет-дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1 (292). Филология. Искусствоведение. Вып. 73. С. 198–203.
  6. Дементьев В. В. Аксиологическая генристика : аспекты проблемы «оценка и жанр» // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 9–24. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-149-24
  7. Дементьев В. В. Лингвоэкология через призму речевых жанров : сфера новых «технологических» коммуникаций // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 22–47.
  8. Дементьев В. В. Некоторые методологические принципы изучения речежанровых заимствований // Вестник РУДН. Сер. Лингвистика, 2016. Т. 20, № 1. С. 7–23.
  9. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  10. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные проблемы современной речи // Вопросы языкознания. 2015. № 6. С. 78–104.
  11. Дубровская Т. В. Речевые жанры «осуждение» и «обвинение» в русской и английской лингвокультурах. Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. 272 с.
  12. Еремина М. А. Речевой жанр отзыва в коммуникативном пространстве Интернета // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 34–45.
  13. Индакова А. Н. Речевой жанр отзыва о турпоездке (на материале интернет-текстов) // Молодёжь и наука : сб. материалов VII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, посвящ. 50-летию первого полета человека в космос. Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section15.html (дата обращения: 10.04.2021).
  14. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.
  15. Осетрова Е. В. Речевой жанр отзыва в коммуникативной практике интернет-сообщества // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа : сб. статей. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 200–204.
  16. Профессор Рейтинг – рейтинг вузов и преподавателей России. URL: https://professorrating.org (дата обращения: 30.03.2021).
  17. Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. Н. Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. 309 с.
  18. Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения : «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. URL: https://www.sgu.ru/structure/philological/linghist/sbornikzhanry-rechi/m... (дата обращения 10.04.2020).
  19. Слышкин Г. Г. Речевой жанр : перспективы концептологического анализа // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 4. Саратов : ИЦ «Наука», 2005. С. 34–49.
  20. Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования. URL:https://ncpa.ru/images/pdf/esg_enqa_rus.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
  21. Терских М. В. Жанр интернет-отзыва в туристическом дискурсе (маркетинговый потенциал) // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 274–283.
  22. Шевченко И. С. Концепт коммуникативного поведения и жанр // Жанры речи. 2015. № 1 (11). С. 24–30.
  23. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 88–98.
  24. Юрко В. Е. Сопоставительный анализ жанра «интернет-отзыв туриста об отелях» в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах на лексическом уровне // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. С. 155–158.

 

Поступила в редакцию: 
06.04.2020