Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Мухина Ю. Н. Сенсорное своеобразие жанров // Жанры речи. 2022. № 3 (35). С. 168-175. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-168-175

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 56)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’373.4’42
EDN: 
HUWZAQ

Сенсорное своеобразие жанров

Авторы: 
Мухина Юлия Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены промежуточные результаты наблюдения над сенсорным оформлением ряда художественных и нехудожественных речевых жанров (стихотворение, научная статья, лекция, научный доклад, туристический путеводитель). Исследование сенсорного оформления указанных жанров позволяет решить ряд вопросов лингвосенсорики, связанных с описанием потенциала конкретного языка, изучением функциональности и жанрообразующих свойств сенсорной лексики и ее участия в осмыслении действительности. С другой стороны, дополняются традиционные характеристики жанров, связанные с их языковым оформлением. Анализ сенсорного своеобразия жанров проводится с двух ракурсов. Первый направлен на выявление и систематизацию ресурсов конкретного языка через обращение к образцам художественных жанров (например, стихотворению или авторскому путеводителю), второй – принимает во внимание специфику жанра, сенсорное оформление которого оказывается связанным с такими категориями, как эмоциональность, воздейственность, оценочность (что рассмотрено на примере нехудожественных жанров научного дискурса, авторского путеводителя и частично стихотворения). Сенсорное познание по-разному проявляет себя в разных видах дискурса и на лексическом уровне представлено как отдельными лексемами и словосочетаниями, семантически восходящими к сенсорному опыту человека, так и перцептивной метафорой, основанной на контактном познании, но проникающей в эмоциональную, когнитивную и интеллектуальную сферы. При этом диапазон перцептивных модусов варьируется от богатой палитры, характерной для художественных жанров, и соответствующей традиционной пятичленной модели, до модусов, соответствующих зрительным, слуховым, тактильным и телесным ощущениям в текстах нехудожественных жанров. На примере последних представляется возможным проследить связь инферентного модуса восприятия с чувственным.

 

Список источников: 
  1. Stoller P. Sensuous Scholarship. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1997. 184 р.
  2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  3. Атаманова Н. В. Лексика восприятия в поэтическом идиолекте А. К. Толстого // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3 (33). С. 183– 192.
  4. Баринова Е. Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспекты) // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 120–128.
  5. Безруков А. Н. Конверсив поэтической коммуникации в лирике А. А. Фета // Studia Humanitatis. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konversivpoeticheskoy-kommunikatsii-v-... (дата обращения : 10.06.2021).
  6. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  7. Крюкова Л. Б., Двизова А. В. Семантическая модель тактильного восприятия и ее реализация в поэзии Б. Пастернака // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 352. С. 22–26.
  8. Крюкова Л. Б., Ефимова С. И. Ситуация восприятия и языковые особенности ее репрезентации в современном публицистическом тексте (жанр feature на материале журналов GEO и GEO Traveller) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. № 1 (3). С. 30–37.
  9. Ляпина Л. Е. Сенсорная поэтика в русской литературе XIX века. Саарбрюккен : Palmarium. Academic Publishing, 2014. 168 c.
  10. Метласова Т. М. Сенсорное измерение поэзии Роберта Фроста // Поэтический текст в антропоцентрической научной парадигме : теория, практика, методология : материалы Международного фестиваля науки и творчества «Дни поэзии». Саратов : Саратовский источник, 2018. С. 30–34.
  11. Мухина Ю. Н. Лингвокультурная специфика звуковых ощущений в поэтическом тексте (на материале русского и английского языков) // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования : сущность, концепции, перспективы : материалы VII международной научной конференции. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 549–554.
  12. Мухина Ю. Н. Лингвосенсорика научного дискурса // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXVII : Интегративные процессы в когнитивной лингвистике : материалы Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 16–18 мая 2019 г. Нижний Новгород : Издательство ДЕКОМ, 2019. С. 790–795.
  13. Мухина Ю. Н. Реализация воздействующего потенциала научного и научно-популярного типов дискурса на базовом когнитивном уровне // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 25–29. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-1-25-29
  14. Петрова А. В. Семантика и функционирование перцептивных глаголов в лирике Ф. И. Тютчева : дис. … канд. филол. наук. М., 2018. 180 с.
  15. Розанова Ю. Н. Путеводитель как жанр туристического дискурса : диахронический аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27). С. 281–285.
  16. Тер-Минасова С. Г. Великий и могучий или глобальный? // Наука и жизнь. 2014. № 9. С. 22–25.
  17. Харченко В. К. Лингвосенсорика : Фундаментальные и прикладные аспекты. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 216 с.
  18. Яницкая Н. И. Адъективная синестезия в английской и русской поэзии романтизма : автореф. … канд. филол. наук. М., 2010. 25 с.
Поступила в редакцию: 
24.09.2021
Принята к публикации: 
15.11.2021
Опубликована: 
31.08.2022