Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Иссерс О. С. Оценка коммуникативных навыков и профессионального такта врача как жанрообразующий признак отзыва о медицинских услугах // Жанры речи. 2025. Т. 20, вып. 3 (47). С. 280-289. DOI: 10.18500/2311-0740-2025-20-3-47-280-289, EDN: OSZZIV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 214)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’27’38’42:61
EDN: 
OSZZIV

Оценка коммуникативных навыков и профессионального такта врача как жанрообразующий признак отзыва о медицинских услугах

Авторы: 
Иссерс Оксана Сергеевна, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Аннотация: 

В интернет-отзывах о медицинских услугах оценка потребителями коммуникативных навыков и профессионального такта врача является существенным признаком жанра. По мнению целевой аудитории, данный параметр является существенным для общей оценки качества медицинской услуги. Эмпирическую базу составили отзывы о врачах, размещенные на сайтах профильных сетевых изданий и форумах. На основании анализа выявлены позитивные и негативные оценки пациентами коммуникативных навыков и профессионального такта врача. Установлено, что оценка успешности коммуникативного взаимодействия с врачом входит в число существенных признаков рассматриваемого интернет-жанра, поскольку отражает интенцию адресанта, направленную на формирование мнения массовой аудитории о предоставляемых услугах. Определены параметры коммуникативной компетенции медицинского специалиста, по которым происходит оценивание в отзыве: это умение сообщить необходимую пациенту информацию в полной, доступной и деликатной форме, эмпатия, такт, соблюдение профессиональной этики, навыки контроля диалогического взаимодействия, тональность общения и др. На основе сопоставления позитивной и негативной оценки отдельных параметров коммуникативной компетенции выявлены приемы эффективного и рискогенного общения врача с пациентом и их дискурсивные характеристики. Результаты могут послужить основой для расширения исследований профессионального медицинского общения на материале устных и письменных источников рефлексии пациентов.

Благодарности: 
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 24-18-00371, https://rscf.ru/project/24-18-00371/). The reported study was funded by Russian Science Foundation (RSF) (project № 24-1800371, https://rscf.ru/project/24-18-00371/). Благодарю преподавателя ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Е. В. Малахову за помощь в формировании эмпирической базы исследования. I would to thank Evgenia V. Malakhova, а lecturer at Omsk State University named after F. M Dostoevsky, for her as assistance in forming the empirical basis of the study.
Список источников: 
  1. Anderson E. W. Customer satisfaction and word of mouth // Journal of Service Research. 1998. № 1 (1). P. 5– 17. https://doi.org/10.1177/109467059800100102
  2. Chen P., Wu S., Yoon J. The impact of online recommendations and consumer feedback on sales // ICIS 2004. Proceedings, 58. С. 711–723. URL: https://aisel.aisnet.org/icis2004/58/ (дата обращения: 12.02.2025).
  3. Chevalier J. A., Mayzlin D. The effect of word of mouth on sales: Online book reviews // Journal of Marketing Research. 2006. № 3. P. 345–354. https://doi.org/10.1509/jmkr.43.3.345
  4. Klein L. R., Ford G. T. Consumer search for information in the digital age: An empirical study of prepurchase search for automobiles // Journal of Interactive Marketing. 2003. Vol. 17, № 3. P. 29–49. https://doi.org/10.1002/dir.10058
  5. Park D.-H., Lee J., Han I. The effect of online consumer reviews on consumer purchase intention: The moderating role of involvement // International Journal of Electronic Commerce. 2007. Vol. 11, № 4. P. 125–148. https://doi.org/10.2753/JEC1086-4415110405
  6. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М. : Наука, 1988. 338 с.
  7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М. : Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
  8. Горшунова Н. К., Медведев Н. В. Формирование коммуникативной компетентности современного врача // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 36–37.
  9. Дементьев В. В. Речежанровые коммуникативные ценности в новых и новейших сферах русской речи. Саратов : Издательство Саратовского университета. 2016. 396 с.
  10. Еремина М. А. Речевой жанр отзыва в коммуникативном пространстве Интернета // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 34–45.
  11. Иссерс О. С. Отзыв о путешествии как жанр блогосферы: между правдой и фейком // Русский язык сегодня : Вып. 6. Одиннадцатые Шмелевские чтения (23–25 февраля 2015 г.). Речевые жанры современного общения : сб. докл. междунар. конф. М. : Азбуковник, 2015. С. 68–71.
  12. Иссерс О. С. Речевой жанр отзыва потребителя и его трансформация в цифровую эпоху (на материале отзывов о докторах) // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 4 (40). С. 398–408. https://doi.org/10.18500/2311-07402023-18-4-40-398-408
  13. Михайлюк Ю. В., Хриптович В. А., Манулик В. А. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза (теоретические и практические аспекты) : учеб.-метод. пособие. Минск : БГМУ, 2015. 68 с.
  14. Погорелова И. В. Лингвосемиотический аспект интернет-отзыва // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2017. № 10 (76): в 3 ч. Ч. 3. С. 149–152. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2017/10-3/42.html (дата обращения: 12.02.2025).
  15. Шавлохова Ф. В. Речевой жанр отзыва потребителя в интернет- коммуникации: особенности языкового воплощения // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25823 (дата обращения: 12.02.2025).
  16. Шиловский С. В. Влияние отзывов в социальных медиа на доверие, вовлеченность потребителей и продажи розничных сетей // Практический маркетинг. 2018. № 12 (262). С. 20–24.
Поступила в редакцию: 
09.03.2025
Принята к публикации: 
25.04.2025
Опубликована: 
30.09.2025