Для цитирования:
Соловьева Ю. О. Новые формы популяризации правовых знаний в популярно-юридическом дискурсе и его жанрах // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 3 (35). С. 205-211. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-205-211, EDN: VVBFGH
Новые формы популяризации правовых знаний в популярно-юридическом дискурсе и его жанрах
Статья посвящена исследованию влияния трансформации традиционных форм популяризации правовых знаний в России на популярно-юридический дискурс. Под формой популяризации автором понимается устойчивая коммуникативная модель, используемая популяризаторами для правового просвещения неспециалистов, которая подвергается модификации в связи с появлением новых каналов и средств коммуникации. Для взаимодействия с адресатом популяризаторы используют гибридный популярно-юридический дискурс, который позволяет внедрять правовые знания в доступной (адаптированной) форме и поддерживать устойчивый интерес аудитории к вопросам права. В зависимости от канала коммуникации, задействованного популяризатором для передачи сообщения аудитории, автор выделяет дистантный, дистантно-виртуализованный, моновиртуальный, контактно-виртуализованный и контактный типы популярно-юридического дискурса. В статье рассматриваются хронотоп и участники выделяемых типов дискурса, а также междискурсивное взаимодействие в жанровых разновидностях российского популярно-юридического дискурса. Адаптируясь к изменившимся условиям коммуникации, популярно-юридический дискурс выходит на новый уровень поликодовости и гибридизации. В дополнение к информирующей и идеологической функциям, популярно-юридический дискурс начинает выполнять также рекреативную функцию. Развлекательность становится неотъемлемым компонентом текстов современного популярного дискурса, что позволяет завоевывать новую аудиторию в современных условиях жесткой конкуренции за внимание адресата.
- Аверин А. С. Популярно-юридический дискурс в англоязычном медиапространстве : от криминальных сводок к правовым интернет-сайтам // Медиалингвистика. 2020. Т. 7, № 1. С. 104–117.
- Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета : Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 4 (20). С. 125–131.
- Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков : Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 253 с.
- Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : дис. … канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 186 с.
- Зал суда. URL: https://www.tricolor.tv/channels/zalsuda/ (дата обращения: 07.06.2021).
- Карасик В. И. Языковые мосты понимания : монография. М. : Дискурс, 2019. 524 с.
- Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 4. С. 192–195.
- Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II, № 2 (3). С. 244–265.
- Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 238–245. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. URL: https://docs.cntd.ru/document/902288529 (дата обращения: 18.05.2021).
- Правозащитный лекторий-практикум. URL: https://ombudsmanrf.org/pravo/news/festival_integratsiya/ view/pravozashhitnyj_lektorijpraktikum (дата обращения: 30.03.2021).
- Сиротинина О. Б. Есть ли специфика в достижении эффективности научных текстов? // Филология в XXI веке. 2019. № 51. С. 264–270.
- Студенты юридического факультета стали организаторами площадки на фестивале «NAUKA 0+». URL: https://www.sgu.ru/en/node/149125 (дата обращения: 15.06.2021).
- Федотова Н. А. Рекреативные функции в системе функций СМИ : теория и концепции // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2011. Т. 1, № 7. С. 52–58.
- Щипицина Л.Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации //Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215–226. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-323-215-226