• English
  • Русский

Модель жанра «Руководство по эксплуатации»

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

В статье рассмотрены жанрообразующие параметры руководства по эксплуатации с целью представления модели исследуемого жанра инженерного дискурса. Как дискурсивная деятельность инженерная коммуникация начинает привлекать внимание лингвистов в силу своего динамичного развития, определяемого стремительными изменениями технологий, общества, промышленности и, как следствие, постоянным взаимодействием и обменом информацией между участниками инженерного сообщества. Несмотря на значительное количество исследований жанрового пространства отдельных институциональных дискурсов, проблема жанровой структуры инженерного дискурса, представляющего собой перспективное направление коммуникативной лингвистики, остаётся важной в силу ряда причин. Основная из этих причин – недостаточная изученность самого инженерного дискурса в частности и профессиональной коммуникации в целом. Поскольку дискурс находит свое воплощение в определенных жанрах, а жанры, в свою очередь, всегда находятся в поле того или иного дискурса, автор выдвигает предположение, что инженерный дискурс наряду с периферийными жанрами, характерными и для других дискурсов, обладает в первую очередь самостоятельными ядерными жанрами, выражающими собственные ценности, стратегии, информацию.

Эмпирическую базу исследования составили тексты руководств по эксплуатации на оборудование российских предприятий-производителей. На основании анализа лексической организации текстов определены основные характеристики и особенности языкового воплощения руководства по эксплуатации как жанра инженерной коммуникации. Также сделано заключение о соответствии жанра руководства по эксплуатации основной цели инженерной коммуникации. Особенности исследуемого жанра определены требованиями профессионального дискурса и коммуникативной ситуации. Практическая значимость исследования определяется перспективой использования результатов при разработке лекционных курсов по профессиональной коммуникации, когнитивной лингвистике, когнитивному терминоведению. 

Литература
  1. Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М. : Наука, 1992. С. 63–87.
  2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5. М. : Русские словари, 1997. С. 159–206.
  3. Голованова Е. И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации : соотношение понятий // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2013. № 1 (292). Вып. 73. С. 32–35.
  4. Дементьев В. В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции : проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 34– 44.
  5. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). ГОСТ 2.601–2013. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200106869 (дата обращения: 25.12.2019).
  6. Канащук С. А. Инструктивный дискурс IT корпораций : социолингвистичский аспект : дис. … канд. филол. наук. Томск, 2012. 227 с.
  7. Карабань Н. А. Речевой жанр инструкции // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. 2008. Т. 7, № 5. С. 96–98.
  8. Рехтин Л. В. Речевой жанр инструкции : полевая организация : дис. … канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2005. 178 с.
  9. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.
  10. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–99.
  11. Шмелёва Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Berlin, 1990. № 2. С. 20–32.
Текст в формате PDF:
(downloads: 20)