• English
  • Русский

К построению типологии жанров социальных медий

В статье рассматриваются вопросы развития нового направления в интернет-лингвистике виртуального жанроведения, которое является продолжением реального жанроведения, но уже в коммуникативном пространстве Глобальной паутины. Проблема выявления критериев для упорядочения речевых жанров в коммуникативном пространстве Интернета чрезвычайно сложна и многообразна, что ведет и к многообразию классификаций жанров новой коммуникативной среды, которые возникают под воздействием социальных медий. В статье мы рассматриваем интерактивные модальные сайты или порталы как конвергентный гипержанр 2.0, объединяющий на основе платформ социальных медий несколько жанров 2.0 одновременно. Наиболее яркими примерами таких жанров являются коммуникативные сервисы видеохостингов (Ютуб или Вимео) и социальные сети (Фейсбук или вКонтакте). Основной вывод: бурное развитие интернет-технологий приводит к тому, что в виртуальном жанроведении возникают новые классификации интернет-жанров, которые основаны на трех базовых составляющих – технологическом факторе (веб 1.0 – веб 2.0 – веб 3.0), исходящем из концепции развития интернет-технологий, иерархическом (гипержанр – жанр – субжанр) и коммуникативно-динамическом (традиционные коммуникации, конвергенция, гибридизация, мутация).

Литература

Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 266 с.
Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций) : дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 212 с.
Горошко Е. И. Гендерные аспекты интернет-коммуникаций : дис. … д-ра соц. наук. Харьков, 2009. 500 с.
Горошко Е. И. Лингвистика Интернета : формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Вып. 5. Орел : Картуш, 2007. С. 223–237.
Горошко Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров : к описанию проблемной области // Жанры речи : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 4. Саратов : Колледж, 2007. С. 111–127.
Горошко Е. И. Чирикающий жанр 2.0 Твиттер, или что нового появилось в виртуальном жанроведении // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 3 (Филология). С. 11–20.
Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105–124.
Горошко Е. И., Землякова Е. А., Полякова Т. Л. Жанры 2.0 : проблема типологии и категоризации (на примере коммуникативного сервиса Твиттер) // Жанры речи : cб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Вып. 8. Памяти К. Ф. Седова. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. С. 344–356.
Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
Землякова О. О. Лінгвостилістичні характеристики жанру англомовного корпоративного блогу : автореф. дис. … канд. філол. наук. Харків, 2010. 22с.
Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста. 2000. URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm (дата обращения: 28.05.2011).
Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика когнитивно-прагматический и лингвокульторологический подходы. Луганск : Знание, 2008. 528 с.
Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс : социолингвистический аспект : диc. … канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 184 с.
Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград : Перемена, 2009. 477 с.
Полякова Т. Л. Лінгвостилістичні характеристики жанру твіттінг в англомовній політичній інтернет-комунікації : автореф. канд. філол. наук. Харків, 2014. 18 с.
Шмелева Т. В. Речевой жанр : Опыт общефилологического осмысления // Collegium. Киев, 1995. № 1–2. С. 57–65.
Шульга О. А. Основные жанровые разновидности интернет-текстов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Черны-шевского. 2009. № 3 (26). Серия Филология, история, востоковедение. С. 274–276.
Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Поморский ун-т, 2009. 238 с.
Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредо-ванная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М. : КРАСАНД, 2010. 296 с.
Askehave I., Nielsen A. What are the Characteristics of Digital Genres? – Genre Theory from a Multi-modal Perspective. Proceedings of the 38th Hawaii International Conference on System Sciences. 2005. P. 120–141.
Crystal D. Language and the Internet. Cambridge : Cambridge University Press, 2004. 272 p.
Herring S. C. New frontiers in interactive multimodal communication // The Rutledge handbook of language and digital communication. Eds. A. Georgopoulou, T. Spilloti. L. : Rutledge, 2015. URL: http://info.ils.indiana.edu/~herring/hldc.pdf (дата обращения: 06.07.2015).
Ihlstrom C. The Evolution of a New(s) Genre : Doctoral Dissertation. School of Information Science, Computer and Electronic Engineering, Halmstad University ; Department of Informatics, Goteborg University. Gothenburg Studies in Informatics. 2004. 164 p.
Kaplan, A. M., Haenlein, M. If you love something, let it go mobile: Mobile marketing and mobile social media 4x4 // Business Horizons, vol. 55, iss. 2, 2012, pp. 129–139.
Swales J. M. Genre Analysis – English in academic and research settings. Cambridge : Cambridge University Press, 1990. 260p.
Yates J., Orlikowski W. J. Genre Systems : Structuring Interaction through Communicative Norms. Cambridge, Massachusetts, 1998. URL: http://ccs.mit.edu/papers/CCSWP205/ (дата обращения: 12.06.2011).

стр. 119
Текст в формате PDF: