• English
  • Русский

Административное объявление как речевой жанр

Предлагаемая статья посвящена исследованию речевого жанра административного объявления в русском языке.
Административное объявление рассматривается как комплексный информативно-императивный жанр естественно-деловой письменной речи, фиксирующий изменения, происходящие не только в коммуникации, но и в обществе в целом.

Будучи текстом административно-регулятивного характера, административное объявление выполняет важную функцию в процессе регулирования социального взаимодействия. Функционируя в различных коммуникативных сферах, административное объявление отражает черты соответствующих типов дискурсов, оставаясь при этом целостным речевым жанром. Он создается в соответствии с определенными национальными традициями с применением соответствующих речевых стратегий и тактик. На основании степени официальности административного объявления выделяется ядерная и периферийная зоны данного речевого жанра. Исследование административных объявлений городов России позволяет сделать вывод о том, что в последнее время наметилась тенденция к распространению его периферийных форм, что отражает современную коммуникативную ситуацию.

Литература

Демешкина Т.А. Речевой жанр как форма отражения социокультурной динамики (на материале русского и немецкого языков) // Русский язык в современном мире… Матер. Второй междунар. науч. конф. М.: Изд. Высшая школа перевода МГУ, 2011. – С.234-237.

Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания: аспекты семантики / Т.А. Демешкина. – Томск, 2000. – 184 с.

Демешкина Т.А., Карпова Н.А. Административный дискурс в немецком и русском языках / Т.А. Демешкина, Н.А. Карпова // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах: Сб. матер. российско-германского семинара 27 июня – 3 июля 2009 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2009. – С. 36-46.

Еремеев Я.Н. Директивные высказывания как компонент коммуникативного процесса: Дис. … канд. филол. наук / Я.Н. Еремеев. – Воронеж, 2001. – 223 с.

Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Изв. Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2002. – № 24. – С. 276-288.

Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.

Сологуб О.П. Русский деловой текст в функционально-генетическом аспекте / О.П. Сологуб. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 330 с.

Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М .: Флинта: Наука, 2003. – 518 с.

Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2007. – 480 с.

стр. 93
Текст в формате PDF: