Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


речевая стратегия

Жaнрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов)

Статья посвящена относительно новому жанру речи – самопрезентации. Исследование проводится на материале самопрезентаций студентов-нефилологов географического, социологического, биологического, механико-математического факультетов, факультета компьютерных наук и информационных технологий, Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета и филологов, обучающихся в Институте филологии и журналистики.

Самопрезентация студентов-нефилологов: речежанровые и лингвистические характеристики

Анализ речевого жанра самопрезентации – это продолжение актуальных в последнее время исследований с антропоцентричным подходом к изучению языка и речи. Исследование посвящено изучению самопрезентации студентов-нефилологов. Материалом послужили работы студентов географического факультета и факультета компьютерных наук и информационных технологий, а также Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета. Для сравнения взяты работы бакалавров 1-го курса и магистрантов 1-го курса.

Лингвокогнитивная типология речевых жанров: на материале эссе.

Данная статья представляет собой краткой изложение теории, предлагающей использовать комплексный анализ сложных речевых жанров в качестве средства для изучения вариативности их модели и построения общей классификации речевых жанров.

РЕЧЕВОЕ ПОДТРУНИВАНИЕ В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Исследование посвящено сравнительному анализу речевого подтрунивания в английской и русской лингвокультурах. Подобный вид сравнительного анализа данного речевого действия проводится впервые в отечественной лингвистике. В исследовании проведен краткий анализ работ отечественных и зарубежных лингвистов, посвященных изучению отличительных характеристик речевого подтрунивания. На основании дефиниций речевого подтрунивания из толковых словарей английского и русского языков, а также произведений художественной литературы второй половины XIX–XX вв.

Контактная экскурсия: речевой жанр vs коммуникативное событие

Статья посвящена проблеме поиска точек соприкосновения двух лингвистических теорий: теории речевых жанров и теории речевых актов. В качестве материала используется контактная экскурсия. С позиции жанроведения контактная экскурсия представляет собой речевой жанр, который может быть описан с помощью предложенной Т. В. Шмелевой «анкеты речевого жанра», включающей в себя коммуникативную цель жанра, концепцию автора, концепцию адресата, диктумное содержание, образ коммуникативного прошлого, образ коммуникативного будущего и языковое воплощение.