Международный научный журнал
ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


intertextuality

Речевой жанр «напоминание» в современной массовой литературе

В статье рассматривается вторичный речевой жанр «напоминание», широко распространенный в современной массовой литературе. В диалоге с читателем авторы массовой литературы пытаются создать чувство интеллектуального комфорта.  Статус образованного человека соотносится со способностью хотя бы поверхностно ориентироваться в мире классической литературы. Жанр «напоминание» отражает ориентацию автора на ограниченный культурный багаж потенциального читателя и связан с игровыми интенциями при использовании прецедентных феноменов.

К обоснованию понятия ‘фигуративный жанр’ (на примере центона)

Рассмотрены исторические истоки центона и его соотношение со смежными феноменами, составлен свод правил производства центона как компилятивного жанра, проанализированы условия его успеха, изучен вопрос об отношении центона к стихотворной и прозаической формам речи. Разработаны инструментальная (по приемам производства центона), функциональная (по целям, с которыми данный жанр используется), квантитативная (по числу привлекаемых авторов и текстов) и интенциональная типология центонов (по мотивам, с которыми тексты-источники центона привлекаются его составителем).

«Луркоморье» vs. «Википедия» = «неформально» vs. «формально»?

В статье рассматриваются две принципиально разные разновидности популярного в современном русскоязычном Интернете жанра анонимной коллективной энциклопедии – Википедия и Луркоморье. Изначально создаваемая как карнавальная, постмодернистская пародия на Википедию, Луркоморье развивает черты оценочности, субъективности, проистекающие из стремления авторов продемонстрировать не только свою креативность, но и искренность, смелость, свободу. Главной же отличительной особенностью Луркоморья, по мнению автора, выступает неформальность.

От мастерства жанроведа к открытиям в лингвистике текста: рецензия на книгу З. Я. Тураевой «От мастерства писателя к открытиям читателя: в поисках сущности текста» (М.: ЛЕНАНД, 2016. 144 с.)

Рецензия представляет читателю новую книгу З. Я. Тураевой, посвященную базовым лингвистическим и общегуманитарным категориям текст и культура в свете новых исследовательских приоритетов XXI века. Обсуждается широкий круг вопросов, сложившихся в науке о тексте на рубеже XX-XXI веков: модели связного текста, лингвистическая демагогия и лингвистика лжи, адресат и этнопсихологические особенности адресованности текста, интертекстуальность, особенности художественного текста, а также постструктурализм в лингвистике как постмодернистское явление.

Речевой жанр хрии: история изучения и типология

Рассмотрены и систематизированы виды хрии как дидактического жанра (декларативная, ответная, классическая и др.), в том числе и те её типы (хриод, этология, двойная хрия и др.), описания которых отсутствуют в отечественной научной литературе. уточнено место хрии в системе смежных категорий: а) жанров – таких, как гнома, притча, басня и пословица. б) фигур речи, прежде всего дескрипции и аллегории. По античным (греческим и латинским) источникам изучена и дополнена история вопроса.

Интертекстуальный аспект речевых жанров

В статье обсуждается один из наиболее принципиальных и еще далеко не осмысленных до конца аспектов речевых жанров – интертекстуальный. Показано интертекстуальное содержание идеи речевого жанра М. М. Бахтина: РЖ как формы «чужого слова», при этом наиболее значимым считается понятие вторичного речевого жанра (диахроническая речежанровая вторичность), предлагается несколько классификаций вторичных РЖ на интертекстуальной основе.