• English
  • Русский

Жанровое своеобразие социальной сети Instagram

В статье анализируются речежанровые особенности интернет-сервиса Instagram. Обсуждается место и значение Instagram в ряду социальных сервисов, рассматривается его специфика как социальной сети, располагающей особыми возможностями виртуальной социализации и самопрезентации субъектов коммуникации.

Развивается идея, что дискурс Instagram формируется как вторичный гипержанр, проявляющий присущие ему свойства: креолизованность сообщения, в котором центром коммуникативной активности выступает изображение с соответствующими комментариями, а также прецедентность (реализуемую при помощи хэштегов) и интерактивность.

Выявлены некоторые существенные различия в коммуникативном и речежанровом представлении действительности в сети Instagram в сравнении с другими сервисами. 

DOI: 
10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168
Литература
  1. Антология речевых жанров : повседневная коммуникация / Под ред. К. Ф. Седова. М. : Лабиринт, 2007. 320 c.
  2. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания. 2015. № 6. С. 78–107.
  3. Рогачева Н. Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков) : дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2011. 256 c.
  4. Шмелева Т. В. Жанр в современной медиасфере // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 8 : Жанр и творчество. Саратов ; М. : Лабиринт, 2012. C. 26–37.
  5. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск : Поморский университет, 2009. 238 c.
  6. Щурина Ю. В. Вторичные комические речевые жанры интернет-коммуникации // Коммуникация. Мышление. Личность : материалы междунар. науч. конф., посвященной памяти профессоров И. Н. Горелова и К. Ф. Седова. Саратов : ИЦ Наука, 2012. С. 464–474.
  7. Дементьев В. В. Лингвоэкология через призму речевых жанров : сфера новых «технологических» коммуникаций // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2. С. 22–47.
  8. Карпоян С. М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2015. № 12(54) : в 4-х ч. Ч. III. C. 84–88.
  9. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета : формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Вып. 5. Орел : Картуш, 2007. С. 223–237.
  10. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение : устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105–124.
  11. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград : Перемена, 2009. 477 с.
  12. Капанадзе Л. А. На границе письменного и устного текста : структура и тенденции развития электронных жанров // Капанадзе Л. А. Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005. С. 305–320.
  13. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации : Quo vadis? // Жанры речи : сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Дементьева. Вып. 4: Жанр и концепт. Саратов : Колледж, 2005. С. 336–352.
  14. Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 387–390.
  15. Celebrating a Community of 400 Million. URL: http://blog.Инстаграм.com/post/129662501137/150922-400million (дата обращения: 05.05.2016).
  16. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М. : Изд-во ЛКИ, 2010. 256 с.
  17. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. : в 5 т. Т. 5 : Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 159–206.
  18. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. Москва : Наука, 1990. С. 180–181.
  19. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2014. 22 с.
  20. Топ-10 типичных фото инстаграма. Что такое хэштеги и почему от вас отписываются друзья? URL: http://irecommend.ru/content/top-10-tipichnykh-foto-instagrama-chto-takoe-kheshtegi-i-pochemu-ot-vas-otpisyvayutsya-druzy (дата обращения: 06.05.2016).
  21. Коршунов А. В. Извлечение ключевых терминов из сообщений микроблогов с помощью Википедии. URL: http://citforum.ru/database/articles/twitter_ kw_extraction (дата обращения: 06.05.2016).
  22. Щурина Ю. В. Коммуникативно-игровой потенциал хэштегов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 8 (69). С. 100–104.
  23. Solis B. The Hashtag Economy. URL: http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-med... (дата обращения: 06.05.2016).
  24. Черникова А. Феномен нового интернета : хэштег. URL: http://cossa.ru/articles/234/4901/ (дата обращения: 05.05.2016).
  25. Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М. : Языки славянской культуры, 2014. С. 13–22.
  26. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. № 3. Филология. Екатеринбург, 2012. С. 160–172.
  27. Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47–52.
  28. Zappavigna M. Discourse of Twitter and Social Media : How we use language to create affiliation on the web. N. Y. : Continuum International Publishing Group, 2012. 227 p.
  29. Zimmer B. Hashtag, You’re It // North American. April, 2013. P. 24.
стр. 156
Текст в формате PDF: