Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Иванюшина И. Ю. ЖАНР САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ЛИРИКЕ РУССКОГО ФУТУРИЗМА // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 203-209. DOI: 10.18500/2311-0740-2018-3-19-203-209

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 293)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-14+929
EDN: 
XZCKJV

ЖАНР САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ЛИРИКЕ РУССКОГО ФУТУРИЗМА

Авторы: 
Иванюшина Ирина Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается особое место жанра самопрезентации в лирике русского футуризма, обусловленное общим стилем эпохи и парадоксальной коммуникативной стратегией нового поэтического течения. прослеживается связь жанров самопрезентации и рекламы. Анализ основных признаков жанра самопрезентации - образов автора, адресата, времени и их речевого воплощения - доказывает их подчиненность главной коммуникативной цели футуристической поэзии - поразить читателя необычностью авторской индивидуальности и картины мира, рожденной ею. На материале поэзии В. Маяковского, В. Хлебникова, Е. Гуро, А. Крученых, Д. Бурлюка, И. Северянина, В. Каменского, К. Олимпова выявляются и сопоставляются групповые и индивидуально-авторские приемы самопрезентации: использование имени собственного, сведений о месте рождения,проживания, физических данных самопрезентанта, декларация его мировоззренческих установок, желаний и пристрастий. Обнаруживаются устойчивые модели взаимоотношения автора с миром, которые вполне укладываются в неоромантический канон: я - чужой, я - сумасшедший, я -гонимый, я - одинокий. Столь же традиционным является и прием косвенной самопрезентации - сопоставление себя с великими. Специфически футуристическими можно признать антиэстетическую и абсурдную самопрезентации, которые целиком относятся к области художественной коммуникации. В статье рассматривается обусловленная коммуникативной стратегией футуристов концепция адресата, анализируется характер взаимодействия с аудиторией. Футурист постоянно балансирует на грани успех /провал, последний не считается коммуникативной неудачей, напротив, он приближает окончательную победу. Утверждению торжества нового искусства подчинена и концепция времени футуристической самопрезентации. Фактор языкового воплощения (окказиональное словотворчество, расширение границ поэтического языка, языковая игра, фонетика) подтверждает взаимную обусловленность футуристической поэтики и прагматики. Проведенный анализ позволяет отнести жанр самопрезентации к ядру художественной системы футуризма.

Список источников: 
  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 237-280.
  2. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения // Корман О. Б. Методика вузовского преподавания литературы. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2009.С. 12-134.
  3. Луначарский А. В. Футуристы // Киевская мысль.1913. № 135. 17 мая.
  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер,2006. 754 с.
  5. Мандельштам О. Слово и культура. М. : Сов.писатель, 1987. 320 с.
  6. Маринетти Ф. Т. Наслаждение быть освистанным // Маринетти Ф. Т. Футуризм. М. : Прометей, 1914.С. 87-91.
  7. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений : в 13 т. М. : Худож. лит., 1955-1961.
  8. Поэзия русского футуризма. СПб. : Академ. проект, 1999. 752 с.
  9. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика.Воспоминания. М. : Наследие, 1999. 480 с.
  10. Северянин И. Стихотворения. М. : Сов. Россия,1988. 464 с.
  11. Терентьев И. А. Грандиозарь // Алексей Крученых. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М. : Гилея, 2006. С. 321-332.
  12. Третьяков С. М. Трибуна ЛЕФа // ЛЕФ. 1923. № 3. С. 154-164.
  13. Хлебников В. Собрание сочинений : в 6 т. М. : ИМЛИ РАН, 2006. Т. 6, кн. 2. 384 с.
  14. Хлебников В. Творения. М. : Сов. писатель,1986. 736 с.
  15. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. 336 с.
  16. Чуковский К. Собрание сочинений : в 15 т. М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. Т. 8. 664 с.
Поступила в редакцию: 
15.01.2018
Принята к публикации: 
17.03.2018
Опубликована: 
30.08.2018