• English
  • Русский

ЖАНР САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ЛИРИКЕ РУССКОГО ФУТУРИЗМА

 
В статье рассматривается особое место жанра самопрезентации в лирике русского футуризма, обусловленное общим стилем эпохи и парадоксальной коммуникативной стратегией нового поэтического течения; прослеживается связь жанров самопрезентации и рекламы. Анализ основных признаков жанра самопрезентации - образов автора, адресата, времени и их речевого воплощения - доказывает их подчиненность главной коммуникативной цели футуристической поэзии - поразить читателя необычностью авторской индивидуальности и картины мира, рожденной ею. На материале поэзии В. Маяковского, В. Хлебникова, Е. Гуро, А. Крученых, Д. Бурлюка, И. Северянина, В. Каменского, К. Олимпова выявляются и сопоставляются групповые и индивидуально-авторские приемы самопрезентации: использование имени собственного, сведений о месте рождения,проживания, физических данных самопрезентанта, декларация его мировоззренческих установок, желаний и пристрастий. Обнаруживаются устойчивые модели взаимоотношения автора с миром, которые вполне укладываются в неоромантический канон: я - чужой, я - сумасшедший, я -гонимый, я - одинокий. Столь же традиционным является и прием косвенной самопрезентации - сопоставление себя с великими. Специфически футуристическими можно признать антиэстетическую и абсурдную самопрезентации, которые целиком относятся к области художественной коммуникации. В статье рассматривается обусловленная коммуникативной стратегией футуристов концепция адресата, анализируется характер взаимодействия с аудиторией. Футурист постоянно балансирует на грани успех /провал, последний не считается коммуникативной неудачей, напротив, он приближает окончательную победу. Утверждению торжества нового искусства подчинена и концепция времени футуристической самопрезентации. Фактор языкового воплощения (окказиональное словотворчество, расширение границ поэтического языка, языковая игра, фонетика) подтверждает взаимную обусловленность футуристической поэтики и прагматики. Проведенный анализ позволяет отнести жанр самопрезентации к ядру художественной системы футуризма.
DOI: 
10.18500/2311-0740-2018-3-19-203-209
Литература
 
  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров //Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 237-280.
  2. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения // Корман О. Б. Методика вузовского преподавания литературы. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2009.С. 12-134.
  3. Луначарский А. В. Футуристы // Киевская мысль.1913. № 135. 17 мая.
  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер,2006. 754 с.
  5. Мандельштам О. Слово и культура. М. : Сов.писатель, 1987. 320 с.
  6. Маринетти Ф. Т. Наслаждение быть освистанным // Маринетти Ф. Т. Футуризм. М. : Прометей, 1914.С. 87-91.
  7. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений : в 13 т. М. : Худож. лит., 1955-1961.
  8. Поэзия русского футуризма. СПб. : Академ. проект, 1999. 752 с.
  9. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика.Воспоминания. М. : Наследие, 1999. 480 с.
  10. Северянин И. Стихотворения. М. : Сов. Россия,1988. 464 с.
  11. Терентьев И. А. Грандиозарь // Алексей Крученых. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М. : Гилея, 2006. С. 321-332.
  12. Третьяков С. М. Трибуна ЛЕФа // ЛЕФ. 1923. № 3.С. 154-164.
  13. Хлебников В. Собрание сочинений : в 6 т. М. :ИМЛИ РАН, 2006. Т. 6, кн. 2. 384 с.
  14. Хлебников В. Творения. М. : Сов. писатель,1986.736 с.
  15. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб. :Прайм-Еврознак, 2002. 336 с.
  16. Чуковский К. Собрание сочинений : в 15 т. М. :ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. Т. 8. 664 с.
стр. 203
Текст в формате PDF: