Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Матяшевская А. И. Жанр лекции и его современные разновидности // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 246-253. DOI: 10.18500/2311-0740-2019-4-24-246-253

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 500)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.111’38+811.161.1’38
EDN: 
GOPOJI

Жанр лекции и его современные разновидности

Авторы: 
Матяшевская Ангелина Игоревна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В данной статье нами были рассмотрены современные жанровые разновидности лекции (учебные, публичные, игровые околонаучные) на материале собственных расшифровок русскоязычных и англоязычных видеозаписей YouTube. Было выявлено, что основной особенностью функционирующего в Интернете лекционного дискурса является готовность оратора принять во внимание интересы своих реальных и многочисленных возможных слушателей, чтобы удержать их внимание на протяжении всего выступления. В обеих лингвокультурах эффективность взаимодействия лектора с потенциальной аудиторией определяется предпочтением наиболее подходящих для общедоступной передачи специальной информации речевых средств и риторических приёмов, а также выбором формата выступления в соответствии с ожиданиями адресата. Результаты исследования могут использоваться в развитии коммуникативной компетентности будущих специалистов. 

Список источников: 
  1. Friesen N. The Lecture as a Transmedial Pedagogical Form : A Historical Analysis. Educational Researcher. 2011. Vol. 40, iss. 3. P. 95-102 URL: http://www.academia.edu/1210577/The_Lecture_as_a_Transmedial_Pedagogical... (дата обращения: 15.09.2018)
  2. Александрова H. A. Разновидности научных лекций и их лингвостилистические особенности // Разновидности и жанры научной прозы. М. : Наука, 1989. С. 49-58.
  3. Антонова Ю. А., Руженцева Н. Б. Межнациональный околополитический нарратив в печатных и электронных СМИ // Политическая лингвистика. 2017. № 4 (64). С. 44-52.
  4. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4, С. 356-367.
  5. Гиренко Л. С. Плотность научного текста : комплексный подход к её изучению : автореф. дис. … канд. филол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2006. URL: http://www.psu.ru/psu/files/1080/0036.doc (дата обращения: 15.09.2018).
  6. Данилевская Н. В. Научный текст в аспекте теории дискурса // Язык. Текст. Дискурс. 2009. № 7. С. 37- 46.
  7. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика : речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Дементьева. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 18-40.
  8. Дивеева Н. В. Способы и формы воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки // Relga. 2014. № 6(279). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&l... (дата обращения: 15.09.2018).
  9. Кормилицына М. А. Рефлексивы в речевой коммуникации // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 20-25.
  10. Котюрова М. П. Русский научный текст : с чего начать статью? // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 210-215.
  11. Котюрова М. П. Стилистика научной речи : учеб. пособие. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2009. 363 с.
  12. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи : текст и его редактирование : учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука, 2008. 280 с.
  13. Котюрова М. П., Дмитриева К. В., Соловьева Н. В. Выражение диалогичности речи в научноучебных текстах // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ : в 15 т. Т. 6. Язык. Сознание. Культура. СПб. : МАПРЯЛ, 2015. С. 119-123.
  14. Лехциер В. Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2016. № 2 (20). С. 62-77.
  15. Макаревич Т. В. Специфика устного учебнонаучного дискурса (на примере учебной лекции по специальности) // Лингвориторическая парадигма : теоретические и прикладные аспекты. 2016. № 21. С. 135- 138.
  16. Мкртычян С. В. Речевой жанр : о единицах структурирования продукта речевой деятельности // Жанры речи. 2015. № 1(11). С. 15-22.
  17. Нагиева Е. Б. Прогнозируемость предметно-тематического содержания текста публичной лекции // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2017. № 28. С. 75-81.
  18. Нагиева Е. Б. Средства диалогичности публичной лекции в аспекте специфики жанра // Коммуникативные исследования. 2015. № 4 (6). С. 80-87.
  19. Сиротинина О. Б. Лингво-философские размышления как результат многолетнего мониторинга речи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 5-11.
  20. Сиротинина О. Б. От чего зависит эффективность коммуникации? // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 17. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2017. С. 5-17.
  21. Сиротинина О. Б. Принципиальные различия устной и письменной речи // Русская устная речь : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. 2015. С. 94-103. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/ files/textdocsfiles/2016/03/15/russkaya_ustnaya_rech._vyp. _2.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  22. Сиротинина О. Б. Что мешает эффективности современной коммуникации? // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1 (8). С. 25-37. URL: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2017/05/Sirotinina-O.B.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  23. Сиротинина О. Б. Эффективность общения как одна из важнейших проблем современной коммуникативной практики // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 59-71. URL: http://ecoling.sfukras.ru/wp-content/uploads/2018/04/Sirotinina-O.B.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  24. Сиротинина О. Б., Девяткина В. В., Паршина О. Н., Ягубова М. А. Функциональная дифференциация литературной устной речи // Статус стилистики в современном языкознании : межвуз. сб. науч. тр. Пермь : Перм. ун-т, 1992. С. 49-57.
  25. Сиротинина О. Б., Матяшевская А. И. К чему может привести стремление к экономии речевых усилий в коммуникации на русском языке? // Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 1 (6). С. 150- 164. URL: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/ 2016/05/Sirotinina-O.B.-Matyashevskaya-A.I.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  26. Современная русская устная научная речь : в 4 т. / под общ. ред. О. А. Лаптевой. Т. 1. Общие свойства и фонетические особенности. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. 336 с.
  27. Современная русская устная научная речь : в 4 т. / под общ. ред. О. А. Лаптевой. Т. 2. Синтаксические особенности. М. : НТЦ «Консерватория», 1994. 416 с.
  28. Современная русская устная научная речь : в 4 т. / под общ. ред. О. А. Лаптевой. Т. 3. Текстовые, лексико-грамматические и словообразовательные особенности. М. : Изд-во МГУ, 1995. 272 с.
  29. Сорокина Ю. В. Убеждающие и защитные тактики коммуникативной стратегии самопрезентации в лекционном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 16 (345). С. 128-131.
  30. Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы : в помощь преподавателю иностранного языка. М. : Наука, 1989. 271 с.
  31. Троянская Е. С. Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей // Общие и частные проблемы функциональных стилей. М. : Наука, 1984. С. 16-27.
  32. Шатилов А. С. Особенности построения высказывания в устной научной речи // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2012. № 151. С. 243- 250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostipostroeniya-vyskazyvaniya-v....
Поступила в редакцию: 
19.09.2018
Принята к публикации: 
02.12.2018
Опубликована: 
02.12.2019