• English
  • Русский

Устный рассказ студента-активиста как речевой жанр

На наших глазах происходят активные процессы формирования новых форм и типов высказываний. Важной задачей является изучение различных форм высказываний, характерных для студенческой среды. Изучения требуют тексты высказываний, принадлежащих студентам-активистам, лидерам разнообразных студенческих движений. Цель исследования - выявление жанровых черт этих тестов. Исследование проводилось на материале записей устных высказываний студентов-активистов, деятелей студенческого совета, победителей различных студенческих конкурсов. Речевая стихия устного высказывания студента-активиста лежит в парадигме концептов «движение», «акция», «инициатива». В отличие от старших товарищей из мира чиновников, которые научились говорить без использования местоимения первого лица, студент-активист активно применяет форму «Я», которая решает несколько задач высказывания. Во-первых, это демонстрация позитивного опыта для других, только еще начинающих или будущих студентов-активистов. Во-вторых, это публичное признание собственных заслуг. В-третьих, это своего рода речевое селфи, позволяющее запечатлеть каждый момент жизни. В речи студента-активиста частотно слово «эмоции», являющееся заменой передачи реальных эмоциональных состояний. Любое событие, о котором говорит активист, не предполагает сомнений и колебаний. Это событие заведомо правильно, полезно, поскольку является важной частью «движения», «акции». Студент-активист уверен в избранном деле и гордится своей причастностью к лидерской группе. Он говорит о наличии корпоративной культуры, о постоянном самосовершенствовании, о стремлении к новизне, о студсовете как школе жизни. Высказывания студентов-активистов в большинстве своем являются вариантом деловой коммуникации, включающей в себя как бюрократический сленг «взрослых», так и элементы молодежного жаргона. Можно уверенно говорить об общих структурных особенностях, о четких границах высказывания, о роли субъектов высказываний,о норме экспрессивности (вернее, ее подчеркнутом отсутствии) в устной речи студентов-активистов. В статье показано, что сегодня сформировались признаки жанра устного высказывания, свойственного студентам, позиционирующим себя как студенты-активисты.

Литература
  1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М. : Языки славянской культуры, 2005. 384 с.
  2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 237-280.
  3. Безуглая Л. Р. Неискренние речевые акты и неискренние речевые жанры // Жанры речи. 2015. № 1(11). С. 30-37.
  4. Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире : креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1(21). С. 6-21.
  5. Никитина Л. Б. Языковой образ пожилого человека через призму оценочных речевых жанров // Жанры речи. 2014. № 1 (2). С. 89-95.
  6. Современный русский язык : Актуальные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков. М. : Языки славянской культуры, 2008. 712 с.
  7. Хорошая речь / под ред. О. Б. Сиротининой. М. : ЛКИ, 2007. 317 с.
стр. 193
Текст в формате PDF:
(downloads: 10)