Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Котюрова М. П. РУССКИЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ: С ЧЕГО НАЧАТЬ СТАТЬЮ? // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 210-215. DOI: 10.18500/2311-0740-2017-2-16-210-215

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 351)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’42
EDN: 
YRRLEH

РУССКИЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ: С ЧЕГО НАЧАТЬ СТАТЬЮ?

Авторы: 
Котюрова Мария Павловна, Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: 

В статье рассматривается один из компонентов смысловой структуры научного текста – начало, или зачин, с которого осуществляется понимание содержания текста. описаны группы зачинов, дифференцированные на основе научно- познавательной установки автора. представлено количественное сопоставление функционирования зачинов установленных групп, зафиксированных в статьях, которые опубликованы в избранных трудах выдающихся ученых Р. Якобсона, Л. В. Щербы и Б. А. Ларина и сборниках статей 2011 и 2016 гг. Результаты наблюдений показывают разнообразие зачинов, что свидетельствует о некорректности требования единой структурно-смысловой композиции жанра статьи.

Список источников: 
  1. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь : ПГУ, 2001. 272 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 424 с.
  3. Васильев С. А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев : Наук. думка, 1988. 239 с.
  4. Ворошилова М. Б., Забара Л. И. Контент-анализ как инструмент стратегического планирования научных исследований // Наука в общественном диалоге : ценности, коммуникации, организация : материалы междунар. науч. конф. / науч. ред. Н. И. Алмазова, Э. Бернер, В. Е. Чернявская. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 52–54.
  5. Данилевская Н. В. Роль оценки в механизме развертывания научного текста. Пермь : Изд-во Перм. ун- та, 2005. 360 с.
  6. Котюрова М. П. О функции контекста в процессе порождения текста // Деривация и история языка : материалы науч. конф. Пермь : ПГУ, 1985. С. 130–132.
  7. Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание (Избранные работы). М. : Просвещение, 1977. 224 с.
  8. Мальчевская Т. Н. Специфика научных текстов и принципы их классификации (на материале английских биологических текстов) // Особенности стиля научного изложения. М. : Наука, 1976. 264 с.
  9. Рябцева Н. К. Метакогнитивные состояния в языке, речи и познании // Научный диалог. 2017. № 5. С. 83–95.
  10. Сиротинина О. Б. Лингво-философские размышления как результат многолетнего мониторинга речи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 5–11.
  11. Чернышов М. Ю. Вербальные средства выражения мыслей-скрепов как медиаторов смысловой интегративности текста. М. : Наука и право, 2010. 168 с.
  12. Чернявская В. Е. Научный дискурс : Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М. : ЛЕНАНД, 2017. 144 с.
Поступила в редакцию: 
25.06.2017
Принята к публикации: 
25.06.2017
Опубликована: 
25.12.2017