• English
  • Русский

ПРОГНОЗ КАК СУБЖАНР В ПЕЧАТНЫХ СМИ И ИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЯХ

Исследование посвящено прогнозу как одному из пока ещё недостаточно исследованных речевых жанров. Прогнозирование приобретает особую значимость в период социально-политической нестабильности, когда общество заинтересовано в том, чтобы, заглянув в будущее, можно было предотвратить всевозможные негативные последствия. Разнообразные прогнозы как информационно-аналитические жанры постоянно транслируются через СМИ. Это определяет проблематику исследования и его актуальность. В статье используются материалы российских федеральных и региональных изданий и их электронных версий. Прогноз рассматривается как субжанр, включённый в более сложные жанровые формы - беседы, интервью, официальные выступления (речи). Используемый автором статьи метод дискурсивного анализа позволяет выявить специфические черты жанра, отдельные речевые стратегии адресанта при прогнозировании (информирование, создание образа будущего), реализуемые тактики (манипулирование информацией и сознанием адресата, эпатирование, аргументация и др.). На материале хедлайнов печатных СМИ показана провокационность отдельных прогнозов: снижая гипотетичность текста, придавая ему двусмысленность, журналист искажает информацию, провоцирует появление слухов и домыслов. В статье показаны способы репрезентации жанра: личные (авторские) прогнозы и прогнозы, отражающие чужую точку зрения (цитация). Анализируется языковая специфика жанра: использование глаголов, снижающих степень категоричности, форм будущего и настоящего расширенного времени. Показана роль экспрессивных средств (негативно окрашенной лексики, метафор, гипербол, иронии), способствующих усилению степени воздействия прогнозов на массовую аудиторию.

DOI: 
10.18500/2311-0740-2018-4-20-286-293
Литература
 
  1. Kelling G. L. Crime and Metaphor: Toward a NewConcept of Policing, 2000. URL: http://www.cityjournal.org/article01.php?aid=1577 (дата обращения: 23.02.2004).
  2. Martin B. Research Foresight and the exploitation ofscience base. L. : HSMO, 1993. 81 р.
  3. Байкулова А. Н. Инструментарий воздействия СМИ : гипотетические высказывания и их роль в речи политиков // Медиакультурное пространство России,Европы и Северной Америки как пространство риска : материалы междунар. науч.-практ. конф. (1-3 марта 2017 г.). Саратов : ИЦ «Наука», 2017. С. 94-101.
  4. Байкулова А. Н. Персуазивные прогнозы и сценарии в массмедийном политическом дискурсе (функциии средства выражения) // Медиалингвистика. 2017.№ 1 (16). С. 31-39.
  5. Брызгалова Е. Н., Шевелевский И. М. Прогнозирование как коммуникативная модель в деловом медиадискурсе (на материале «РБК») // Мир лингвистики и коммуникации. 2015. № 2. URL: http://tverlingua.ru/rchive/039/04_39.pdf (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Данкова Н. С., Дубровская Т. В. Стратегия прогнозирования как средство репрезентации судебной власти в СМИ (на материале российских и английских газет) // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 21 (242), вып. 31. С. 90-97.
  7. Карасик В. И. Затемнение смысла речи как коммуникативная практика // Медиакультурное пространство России, Европы и Северной Америки как пространство риска : материалы междунар. научно-практическая конференция (1-3 марта 2017 г.). Саратов : ИЦ«Наука». 2017. С. 21-33.
  8. Кормилицына М. А. Причины возникновения коммуникативных рисков и способы их предупреждения в печатных СМИ // Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетенции веё преодолении / А. Н. Байкулова [и др.] ; под ред.О. Б. Сиротининой и М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. С. 28-47.
  9. Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Язык СМИ : учеб. пособие по курсу «Язык СМИ». Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 92 с.
  10. Крюков С. В. Форсайт : от прогноза к формированию будущего // Terra economicus. 2000. Т. 8, № 3, ч. 2.С. 7-17.
  11. Михайлов К. В. Стратегическое планирование компаний с использованием метода Форсайт // Транспортное дело России. 2010. № 4. С. 24-25.
  12. Солопова О. А. Когнитивно-дискурсивное прогнозирование : разработка метамодели // Политическая лингвистика. 2011. Вып. 2(36). С. 171-176.
  13. Тертычный А. А. Жанры периодической печати :учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2000. 310 с.
  14. Уздинская Е. В. Неудачные заголовки в со-временных печатных изданиях // Проблемы речевой коммуникации. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2007.Вып. 7. С. 86-105.
стр. 286
Рубрика: 
Текст в формате PDF: