• English
  • Русский

О ТОЖДЕСТВЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА

В статье обсуждается вопрос об иллокутивной функции речевого высказывания как критерии его жанровой идентификации. Кратко охарактеризованы разные подходы к проблеме тождества жанра. Подчеркивается полиинтенциональность единицы общения, комплексность и многоплановость ее жанровой формы. С опорой на идеи М. М. Бахтина иллокуция осмысливается как нормативное для субъекта исходное направление раз- вития его речевого замысла. Согласно гипотезе авторов, регулярная актуализация совокупности иллокутивных элементов (А. Вежбицка) в различных относительно устойчивых условиях речевого общения предполагает формирование жанровой модели, имеющей инвариант и множество вариантов. Условия общения рассматриваются как факторы ближайшей ситуации и широкой социальной среды. В соответствии с выдвинутым предположением анализируется варьирование жанра рекламы.

Литература

1. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанры как реальность : диалектика замкнутости и разомкнуто- сти // Аверинцев С. С. Риторика и истоки современной литературной традиции. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 191–215.

2. Аверинцев С. Личность и талант ученого // Ли- тературное обозрение. 1976. № 10. С. 58–61.

3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М., Аверинцев С. С. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 237–280.

4. Бахтин М. М. Под маской. Маска третья. Волоши- нов В. Н. Марксизм и философия языка. М. : Лабиринт, 1993. 188 с.

5. Белозерова Е. В. Реклама как жанровый метакон- цепт (на материале русской лингвокультуры) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2007. 22 с.

6. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функ- ция языка. М. : Прогресс, 2000. 528 с.

7. Васильева А. Н. Основы культуры речи. М. : Рус. яз., 1990. 247 с.

8. Васильева А. Н. О формах существования функционально-стилистической системы // Структура лингвостилистики и ее основные категории / Перм. ун-т. Пермь, 1983. С. 3–9.

9. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи : сб. науч. статей / под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99–110.

10. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // Новое в зарубежной лингвистике. М. : Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 238–250.

11. Витгенштейн Л. Философские работы : в 2 ч. Ч. 1. М. : Гнозис, 1994. 612 с.

12. Гайда С. Что такое стиль // Стилистика как ре- чеведение. М. : Флинта ; Наука, 2013. С. 25–34.

13. Горячев А. А. Моделирование речевого воздей- ствия в рекламной коммуникации : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2010. 296 с.

14. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.

15. Долинин К. А. Интерпретация текста. М. : Про- свещение, 1985. 288 с.

16. Долинин К. А. Проблема речевых жанров че- рез сорок пять лет после статьи Бахтина // Русистика : лингвистическая парадигма конца ХХ века : сб. статей в честь проф. С. Г. Ильенко. СПб. : СПбГУ, 1998. 348 с.

17. Дубровская Т. В. Речевые жанры «осуждение» и «обвинение» в русской и английской лингвокультурах. Пенза : ПГУ, 2014. 272 с.

18. Дускаева Л. Р. Культура и стиль : взаимодействие в речевом общении // Stylistyka. 2013. № XXII. С. 9–26.

19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.

20. Карасик В. А. Комиссив как поступок : линг- вокультурные характеристики // Жанры речи. 2016. № 2 (14). С. 56–66.

21. Кара-Мурза Е. С. Система жанров коммерческой рекламы // Русский язык сегодня. Вып. 6. Речевые жан- ры современного общения. М. : Флинта ; Наука, 2015. С. 118–133.

22. Кобозева И. М. Место «хвалы» и «хулы» в си- стематике иллокутивных актов // Хвала и хула в языке коммуникации. М. : РГГУ, 2015. С. 11–24.

23. Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики / Перм. ун-т. Пермь, 1968. 252 с.

24. Кожина М. Н. Речеведение. Теория функцио- нальной стилистики. Избранные труды. М. : Флинта ; Наука, 2014. 624 с.

25. Кожина М. Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи : сб. на- уч. статей / под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 2. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 88–98.

26. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М. : Экономика, 1975. 271 с.

27. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. С. 21– 28.

28. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистиче- ских терминов. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 562 с.

29. Остин Дж. Слово как действие // Новое в за- рубежной лингвистике. Вып. 17. М. : Прогресс, 1986. С. 22–129.

30. Орлова Н. В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка» : К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи : сб. науч. статей / под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 51–56.

31. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологиче- ской теории. М. : Мысль, 1971. 348 с.

32. Психология / под ред. А. А. Крылова. М. : Прос- пект, 2005. 752 с.

33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.

34. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в совре- менном обществе / под общ. ред. Г. А. Солганика. М. : Изд-во МГУ, 2000. С. 9–23.

35. Смирницкий А. И. К вопросу о слове (проблема «тождества слова») // Тр. Ин-та языкознания АН СССР. 1954. Т. 4. С. 3–49.

36. Тырыгина В. А. Холистический подход к модели- рованию жанра // Вестн. НГЛУ. 2016. Вып. 35. С. 81–93.

37. Шмелева Т. В. Речевой жанр // Русистика. Бер- лин, 1990. № 2. С. 20–32.

38. Шмелева Т. В. Речеведение / Новгород. ун-т. Новгород, 1996. 21 с.

39. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи : сб. науч. статей / под ред. В. Е. Гольдина. Вып. 1. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 88–98.

40. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.

41. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структу- рализм : «за» и «против». М. : Прогресс, 1975. С. 193– 230.

42. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Яку- бинский Л. П. Язык и его функционирование. М. : Наука, 1986. С. 17–58.

43. Франк Д. Семь грехов прагматики : тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, линг- вистике и риторике // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М. : Прогресс, 1986. С. 363–373.

44. Jenkins H. Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. N.Y. : New York University Press, 2006. 308 с.

45. Scolari C. A. Transmedia storytelling : Implicit consumers, narrative worlds, and branding in contemporary media production // Intern. J. of Communication. 2009. Vol. 3. P. 586–606.

стр. 151
Текст в формате PDF:
(downloads: 142)