Международный научный журнал

Жанры речи

ISSN 2311-0759 (Online)
ISSN 2311-0740 (Print)


Для цитирования:

Бузальская Е. В. Лингвокогнитивная типология речевых жанров: на материале эссе. // Жанры речи. 2017. № 1 (15). С. 30-36. DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-30-36

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 332)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’38
EDN: 
ZMJTSB

Лингвокогнитивная типология речевых жанров: на материале эссе.

Авторы: 
Бузальская Елена Валериановна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Данная статья представляет собой краткой изложение теории, предлагающей использовать комплексный анализ сложных речевых жанров в качестве средства для изучения вариативности их модели и построения общей классификации речевых жанров. Отсутствие единой классификации речевых жанров, использование понятия речевой жанр в качестве мультидисциплинарного, глобализация, стирающая черты национальной специфичности жанров, появление жанров электронной коммуникации, размывание канона речевых жанров – все эти явления свидетельствуют о необходимости создания концепции, которая могла бы структурировать изучение жанров. В статье доказывается целесообразность для решения поставленной задачи использовать терминологию четырех оснований разработанного анализа – жанроведения, лингвистики, прагмалингвистики и когнитивной лингвистики. С этих позиций лингвокогнитивный анализ речевого жанра является процедурой выявления поля вариативности реализации данного жанра в зависимости от истории его формирования (является ли жанр заимствованными, как, например, эссе в русской культуре, зависит ли от типа материального носителя, как виртуальные двневниковые записи и пр.) и специфики пересечения таких категорий, как тип концепта, тип ментального пространства, тип речевой стратегии, тип референтной отнесенности, тип модального субъекта. Помимо этого, автор считает, что характеристики общего образа речевого жанра детерминированы его ассоциированностью с одной из пяти картин мира: мифологической, религиозной, научной, наивной, художественной. В связи с этим выделяются стилистически непереходные и переходные речевые жанры. В качестве валидности системы приводится пример анализа вариативности русскоязычного эссе как одного из наиболее сложных, стилистически переходных, не имеющих жесткой структуры речевых жанров.

Список источников: 
  1. Арутюнова Н.Д. Понятие пропозиции в логике/ Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. изд.6-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. С. 21 – 38.
  2. Барнет В. Проблемы изучения жанров устной научной речи// Современная русская устная речь. Красноярск, 1985. Т.1. С. 80-132
  3. Бузальская Е. В. Национальная специфика русского эссе// Русский язык за рубежом, 2015 (2) №3. С. 75-81.
  4. Бузальская Е. В. Типология моделей речевого жанра русскоязычного эссе: специфика на фоне тенденций развития жанра эссе в мировой культуре//Научный диалог, 2016. — №10 (58). — С.21-33
  5. Бузальская Е. В. Функции концепта в современном эссе// Вестник СПбГУ. Сер. 9. Вып. 2.2015(1). С. 76-84.
  6. Бузальская Е. В. Эссе: философия жанра// Научное мнение, 2014. — № 1. — с. 30-33
  7. Бузальская, Е. В. Вариативность реализации речевого жанра эссе//Университетский научный журнал, 2015 (3).  №16.  С.89-98.
  8. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1986. 639с.
  9. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний// Жанры речи..Саратов: изд-во гос. уч. центра «Колледж», 1999.Вып. 2. С.103-111.
  10. Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М.: Лабиринт, 1998.256 с.
  11. Дементьев В.В. «Текстоцентрическое» и «жанроцентрическое» изучение речи: (к выходу первого вып. сб. «Жанры речи»)// Вопросы стилистики. Саратов, 1998. С. 21-33
  12. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия// Антология речевых жанров: повседневная коммуникация..М., 2007.С. 39-61.
  13. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия// Жанры речи. Саратов: изд-во гос. уч. науч. центра «Колледж», 1999. С. 7-12.
  14. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия// Жанры речи. Саратов: изд-во гос. уч. науч. центра «Колледж», 1999. С. 7-12.
  15. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). Изд.3-е, испр. -М.: КомКнига, 2006. 296с.
  16. Зеленщиков, А. В. Пропозиция и модальность. Изд. 2-е, доп.М.: Либроком, 2010. 213с.
  17. Кнууттила С. Деонтическая логика в четырнадцатом столетии// Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки / под ред. В. А. Смирнова..М.: Наука, 1984. С. 142–156.
  18. Любимова Н. А., Бузальская Е. В. Картина мира: бытие и научный потенциал термина// Русский язык за Рубежом, 2012.  №6. С. 40-49.
  19. Ноздрина Л.А. Поэтика грамматических категорий: курс лекций по интерпретации художественного текста: ТЕЗАУРУС, 2004. 212с.
  20. Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения// Вопросы стилистики. Человек и текст..Саратов, 1998. Вып. 27. С. 9-20
  21. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры Речи..Саратов: Изд-во Гос УНУ «Колледж», 1997..С.88-98.
  22. Fauconnier G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. Cambridge: Cambridge University Press. 1994.
  23. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things..Chicago: The University of Chicago Pres, 1987.
Поступила в редакцию: 
08.05.2017
Принята к публикации: 
14.07.2017
Опубликована: 
04.09.2017